Структура личности: ум-душа-тело
Автор: Александра Струкова
Структура личности - личность понятие глубокое и включает в себя несколько уровней.
Общее определение
1. Врожденная база - неизменяемая в норме часть личности. Врожденное - то, что задано генетикой родителей и предыдущих поколений: две ноги, две руки, уши, форма головного мозга и так далее. Есть гипотеза, что наследуются также склонности к образованию тех или иных рефлексов. Врожденное развивается только до рождения. С момента рождения личность выходит и на качественно новые уровни развития. Поведение на этом уровне описывается простейшими бессознательными рефлексами (безусловные рефлексы, инстинкты). Функция - сохранение необходимой для выживания информации и передача ее в последующие поколения. Изменяется очень медленно.
2. Ядро личности - полуизменяемая часть личности, сформированная в большей степени в детстве и на первых периодах развития структура. Включает условные рефлексы, привычки, сформированные на начальных этапах развития ценности, шаблоны поведения (понятия о том, как «правильно» и как принято). Развивается на базе врожденного, но развивается под влиянием внешней среды. Например первое формирование ядра - импринтинг - запечатление образа матери и в принципе человека. Во многом на формирование ядра личности влияют унаследованные склонности к тому или иному поведению. Формируется ядро - на азе врожденного и из врожденного, а изменяться может как под влиянием врожденного, так и под влиянием переферии. Функции ядра - хранение долгосрочной нужной информации: начиная от рождения и до конца жизни.
3. Периферия личности - изначально - следствие и проявление ядра личности, в дальнейшем - новая самостоятельная структура, сформированная на базе ядра. Проявляется в генерации нового из того, то уже есть в ядре личности. . Переферия фомируется на основе ядра и поэтому, проще приживается то, что ядру созвучно. Это не значит, что изменяя переферию не возможно поменять ядро или то, что ядро определяет на 100%, что будет личности экологично, а что нет - ядро это всего лишь привычки и проще будет прижиться тому, что кажется естественным. Функция переферии - генерация качественно новых проявлений поведения, творчество.
Конкретный состав каждой струтуры
Врожденная база содержит сплошь бессознательные процессы.
Врожденная база включает:
- безусловные строго непроизвольные рефлексы (деятельность сердечно-сосудистой системы, прищеварение, расширение и сужение зрачка и пр.)
- безусловные полунепроизвольные рефлексы (глотание, жевание, дыхание и пр.)
- более сложные проявления поведения - инстинкты (импринтинг при рождении, склонность к подражанию и обучению через подражание).
Конкретные примеры: базовые потребности (минимальные требования, необходимые для выживания организма) - еда, тепло, дыхание и пр., базовые эмоции - удовлетворение, страх и пр., стремление к гомеостазу - постоянству внутренней среды.
Конкретные примеры: сознание себя как человека (речь идет о биологическом виде, а не о предназначении), ценности, сформированные первыми, в дальнейшем - первые представления о себе и мире, осознание принадлежности к социальной группе (семья, затем - культура в целом).
Периферия личности: проявления ядра - внешность, слова, действия, а также набор «оперативных» эмоций и др. На первых этапах развития - это новая комбинация шаблонов ядра, в дальнейшем - новые творческие решения, которые, при долгом повторении могут перейти в состав ядра личности.
Взаимодействие структур личности во время развития
Изачально формируется врожденная часть личности. Формируется во время утробного развития.
С момента рождения начинает формироваться ядро личности: импринтинг матери (кстати, кроме того, что запечатлевается образ матери, запечатлевается еще и образ женской особи вида и в принципе вид, к которому принадлежит новорожденный), затем - бессознательные простейшие условные рефлексы (отделение слюны на вид еды и пр.). Чуть позже на основе часто неосознанного подражания и обучения формируются первоначальные шаблоны поведения - как можно и как нельзя. Формирование ядра происходит в детстве. Когда накапливается достаточное количество шаблонов поведения начинает развиваться переферия личности - из уже заученных шаблонов складываются новые комбинации, а затем и формируются качественно новое поведение. Периферия возникает «неравномерно» и постепенно - учится одно действие за другим. Может быть, что в одной части периферия уже сформирована (знаю свой язык) а в другом на том же этапе развития нет (не знаю своей культуры). Ядро не знает и не ставит целей - поведения на уровне ядра в большей степени формируется по принципу стимул-реакция.
Формирование периферии начинается тогда, когда уже заученные шаблоны человек начинает использовать в новых ситуациях, чтобы обеспечить достижение своих целей. Изначально - это могут буть недалекие цели и не вполне осознанные и формулированные цели: хочу ласки, внимания родителей, в будущем, с развитием - появляются более более глобальные и более осознанные и к ним формируются (или выдумываются) уже качественно новые действия.
Когда появляется опыт достижения целей и новые творческие решения постепенно переходят снова к шаблонам, но уже обновленным и доработанным. То есть: мне нужны были деньги, я пошла работать и на уровне пока периферии оказалось, что если я делаю работу качественно - мне за нее хорошо платят. Стала хорошо работать. Через какое-то время качественная работа стала привычкой, то есть перешла из переферии в ядро личности.
Периферия имеет два уровня развития - вначале это просто продолжение ядра, а потом - качественно новая структрура, не зависимая от ядра, диктующая в том числе и ядру, что теперь нужно запоминать. Возможны две комбинации: периферия и ядро могут быть как подчиненными структурами, так и управляющими, причем если управляющая структура ядро - тогда подчиненная периферия, если управляющая периферия - тогда подчиненное ядро.
Если периферия сформирована слабо - тогда власть остается у ядра. В таком случае, если а жизненные условия таковы, что нужно периферию поменять (начал работать: пришел из семьи, где родители, на работу, где злой шеф) - чаще всего и идет речь о «неэкологичности», «наносном», «искуственном», «внешнем» и так далее. В этом случае периферия полностью подчинена ядру и привычкам - что ядро продиктовало: к чему привык - то и хорошо, то и естественно, внутренне и экологично. Изначально - это нормально и помогает сформировать периферию, выступает как бы базой для формирования, но в будущем - периферия все же должна становится самостоятельной структурой, которая и будет управлять жизнью в целом. Изменяться такой личности трудно: чаще всего это происходит на фоне яркого эмоционального переживания (импринтинг во взрослом возрасте), при расслаблении и психотерапевтической работе и так далее.
Личность с развитой и сильной периферией - меняется легко: периферия диктует ядру, к чему нужно теперь привыкать. Речи об экологичности, наносном и внешнем здесь практически не идет: нужно выучиться новому? Отлично учимся. Пока ядру не удобно? здорово, это значит, что через какое-то время привыкнет.
Дальше развитие зацикливается. Новое подобранное удачное решение, найденное на переферии и регулярно повторяемое - становися привычкой, то есть опускается до уровня ядра. При большом количестве повторений - есть гипотеза, что возможно сохранение информации на врожденном уровне и дальнейшая ее передача новым поколениям.