Стойкость предубеждений
После того как человек мысленно создаст логическое обоснование для своей идеи, он с большим трудом расстается с ней. У него формируется стойкое предубеждение. Этот феномен, известный под названием стойкость первоначальных убеждений, доказывает, что выводы способны жить своей собственной жизнью, даже если факты, на которых они основывались, уже были опровергнуты.
Например, Андерсон, Леппер и Росс предлагали участникам эксперимента решить, хорошие или плохие пожарные получатся из людей, склонных к риску. Одна группа испытуемых рассматривала в качестве примера человека, склонного к риску, который вполне успешно работал пожарным, и осторожного человека, из которого получился плохой пожарный. Вторая группа испытуемых рассматривала противоположную ситуацию. После того как участники эксперимента сформулировали свою теорию относительно того, хорошие или плохие пожарные получаются из рискованных людей, они письменно объясняли, почему пришли к тому или иному выводу. Например, одни писали: люди, готовые идти на риск, – храбрые люди. Другие обосновывали иначе: люди, не склонные рисковать, действуют осмотрительнее. И даже после того, как экспериментаторы объявили, что ситуация с пожарными была полностью придуманной, участники не отказались от сформулированных ими самими объяснений и продолжали верить в то, что профессионализм пожарного действительно зависит (или не зависит) от его склонности к риску.
«Никто не отрицает, что люди способны изменить свои убеждения под влиянием новых фактов. Ведь перестают же дети в конце концов верить в Санта-Клауса. Мы лишь считаем, что подобные изменения, как правило, происходят очень медленно и что нередко для изменения убеждения нужны более веские доказательства, чем для его создания. Ли Росс, Марк Леппер, 1980»
Способы снижения предубеждений
Известны два способа, которые успешно снижают предубеждение, порождаемое чрезмерной самонадеянностью. Один из них – безотлагательная обратная связь. В реальной жизни метеорологи, составляющие прогнозы погоды, и игроки, которые делают ставки на бегах, ежедневно получают обратную связь. Поэтому те и другие весьма адекватно оценивают вероятность правильности своих прогнозов.
Второй способ снижения уровня самонадеянности – заставить человека придумать хотя бы одну причину, по которой их суждения могут быть ложными, т. е. вынудить их принять в расчет и ту информацию, которая опровергает их суждения. Так, менеджеры могли бы значительно более реалистично оценивать свои предложения и рекомендации, если бы обязательно указывали причины, по которым их предложения могут не сработать.