Религиозное мировоззрение и позиции восприятия
Авторы: психологи Н.И. Козлов, А.Н. Лебедев
Источник: propos.ru
Примениение опросника «позиции восприятия» для оценки связи религиозного мировоззрения и позиций восприятия.
1. Введение
Один из аспектов восприятие личностью ситуации в практической психологии описывается понятием «позиция восприятия».
Основных, классических, позиций пять:
0. Нулевая позиция
Эта позиция исторически была добавлена после первых (отсюда номер) и обозначает их отсутствие. Нулевая позиция состоит в шаблонной реакции, подчинении внешним силам, требованиям, стандартам, традициям, собственным привычкам и социальным стереотипам.
1. Первая позиция
Ориентирование на собственные, персональные интересы, инициативы, потребности, желания.
2. Вторая позиция
Понимание и учет интересов, потребностей и желаний собеседника, партнера,
3. Третья позиция
Отстраненный взгляд «со стороны», оценивающий ситуацию максимально объективно и беспристрастно.
4. Четвертая позиция
Суммирование предыдущих подходов, системный взгляд. Эта позиция, как синтетическая, редко используется в анализе.
Дополнительно нами были введены еще две:
5. Пассивная первая позиция
Неконтролируемая зависимость от собственных, персональных интересов, потребностей, желаний, психологическая необходимость ставить их первым приоритетом.
6. Пассивная вторая позиция
Неконтролируемая зависимость от интересов, потребностей и желаний собеседника, партнера, подверженность внешнему влиянию.
Таким образом результирующий набор шкал разделился на две триады:
Шкалы I, II и III как активные, контролируемые умения, способности, навыки и
Шкалы О, п1 и п2 как неконтролируемые пассивные зависимости.
2. Методы
Для исследования использовался опросник «Позиции восприятия» (собственная разработка). Опросник был предъявлен через веб-интерфейс при помощи интернет 1456 респондентам, в возрасте от 12 до 70 лет, 1025 женщин и 431 мужчины.
По религиозным взглядам респонденты разделились таким образом:
По результатам других исследований, иудаизм было решено не выводить в отдельную группу, поскольку их доля в выборке оказалось недостаточной для статистической обработки.
Полученные результаты были стенированы в соответствии с методикой.
3. Результаты
Таблица 1. Средние значения шкал позиций восприятия в соответствии с мировоззрением.
Рисунок 1. Средние значения шкал позиций восприятия в соответствии с мировоззрением.
В первую очередь мы рассматриваем соотношение верхней и нижней триад, как показателей активности и осознанности жизненной позиции. С этой точки зрения теистические религии, связанные с догматизмом и духовным подчинением религиозным авторитетом оказались лидерами шаблонного восприятия в первую очередь и зависимых позиций во вторую. В этом отношении ислам демонстрирует наиболее развитую нижнюю триаду, причем обращает на себя исключительно высокое значение п1 при низком значении I.
Православие выглядит лучше по всем показателям, кроме I, особенно радует пик II, даже больший, чем у «другого христианства». Шкала III также несколько выше, чем у «другого христианства», но по всем шкалам нижней триады православие проигрывает другим христианским конфессиям.
На этом фоне очень выгодно выглядит буддизм, с довольно равномерно развитой верхней триадой и равномерно же редуцированной нижней, бьющий по всем показателям не только теистические религии, но и атеизм по шкалам II, О и п1. Профиль буддизма напоминает профиль людей, проходивших тренинги развития личности из соответствующего исследования.
Атеизм показывает профиль, интересный для интерпретации. Аномально низкие II и п2 с высокими I и п1 в сочетании с низкой шкалой О и высокой III позволяет предположить индивидуализм и рационализм одновременно. Ничего аналогичного этому профилю не встретилось ни в этом, ни в ранее проведенных при помощи опросника «позиции восприятия» исследованиях.
Агностицизм показывает аномально низкую шкалу О, на пределе «нормального» интервала показателей. Остальные шкалы довольно высоки в верхней триаде и низки в нижней.
Очень интересны показатели группы «другое». К сожалению, в опроснике не было предусмотрено открытого ответа на вопрос религии, поэтому остается только догадываться, какие именно религии дали такие результаты. Исключительно развитая вся верхняя триада, в нижней п2 меньше только у атеизма, а О – только у агностицизма. В дальнейшем мы непременно постараемся выяснить, какое мировоззрение дает такой результат.
Таким образом, наиболее гармоничные показатели мы видим у буддистов, агностиков и загадочных представителей необъявленных религий и конфессий.