Психология и религия

31 декабря 2005 г., 21:00

Психология и религия работают бок-о-бок, но исходят из разных посылок, пользуются разными методами и имеют разные задачи. И психология, и религия помогают человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, однако пропасть между двумя мировоззрениями можно продемонстрировать на примере известной библейской истории.

Всем хорошо знаком случай, когда Авраам, повинуясь божьей воле, вознамерился принести в жертву своего единственного сына (Быт. 22:1 – 14). С точки зрения религии такая решимость в претворении божьей воли считается добродетелью, заслуживающей восхищения. С точки зрения психологии голоса в голове, приказывающие убить своего ребёнка, явный признак серьёзного психического расстройства, требующий лечения.

Основное различие в том, что психология - это научное знание о человеке и его поведении: все, что утверждает психология, проверяемо или подлежит проверке. Академическая психология заботится о своем научном имидже, и религию, по крайней мере пока, близко к себе не подпускает.

Некоторые уступки сделаны только христианской (православной) психологии. Можно предположить, что уступки вызваны соображениями политкорректности, поскольку научных оснований для этого нет, основания христианской психологии не могут быть признаны научными.

У практической психологии с наукой отношения более сложные. Поле практической психологии объединяет очень разные подходы и очень разных специалистов, как уважающих науку, так и далеких от науки людей, в связи с чем в практической психологии много и мифов, и суеверий, и прямых заимствований из традиционных и не традиционных религиозных воззрений. Даже там, где психологи стремятся к научной обоснованности своих взглядов, количество используемых ими рабочих гипотез, то есть непроверенных утверждений, существенно больше, чем установленых наукой фактов. Важно при этом другое: практическая психология это не скрывает и, по крайней мере в лице лучших своих представителей, считает своим основанием научный подход.

Религия - противоположность научному подходу, она не критична к противоречиям и не требует доказательств своих истин. Религия основывается на догматах, данных (в представлении верующих) человеку от Бога, и религиозные люди претендуют на обладание полнотой знания (пути, истины и жизни). В отличие от этого, психология требует научных доказательств и основывается на контролируемой критичности. Психологи соглашаются, что они обладают ограниченным знанием, и в своей работе используют стратегию «ограниченного учительства».

Психологи и религиозные деятели очень по-разному видят, как можно и нужно помочь человеку в его трудностях, как помочь человеку на его пути совершенствования. Религиозное мировоззрение требует от человека искать в себе грехи, только избавлением от грехов человек может стать лучше. Психология считает разумным избавляться от чувства греховности, рассматривая это как проявление невротической вины. В работе с клиентами психолог рассчитывает на свои силы как специалиста, священник полагается на молитву, зовущую милость Божью.

"Есть еще один, может быть самый эффективный способ, притягивающий обстоятельства встречи с мужчиной вашей мечты. Звучит он несколько необычно с точки зрения традиционной атеистической философии, которой сегодня заражено огромное количество людей, особенно молодых. Однако работает этот метод исключительно четко. Когда не помогают обычные психологические советы, я всегда рекомендую именно его. Это молитва Всевышнему о том, чтобы он послал вам любимого и близкого человека. Каким бы данный способ воздействия на обстоятельства ни казался странным тем, кто ни во что не верит и считает разговоры о Боге пустой фантазией, он обязательно сработает, если молиться правильно и соблюдать все необходимые условия". Сергей Юрьевич Ключников.

А самое главное, у религии и психологии - разные конечные цели. Религия учит человека жить в гармонии с Богом, ее задача - подготовить человека к переходу в иной мир, подготовить к встрече с Богом. Психология интересуется задачами земной жизни, ведёт людей к гармонии, в первую очередь, с самим собой и окружающими.

Впрочем, религиозный человек об этом напишет по-другому: "Мне кажется, что человек, идущий к Богу, даже если он обогатится психологическими знаниями, найдя ответы на свои вопросы, всё равно будет продолжать идти к Богу. А если он нашёл всё необходимое на этапе психологических ответов, значит, он не шёл к Богу, а просто стремился к получению внутреннего комфорта. Психология – дело сугубо земное. А если человек духовно вырастает (в том числе и с помощью психологии), то он должен прийти к некому переосмыслению жизни, выйти за рамки земных понятий, осознать, что на самом-то деле на земле ничего не заканчивается и земной жизнью ничего не ограничивается. Психология решает жизненные проблемы, а религия - проблемы вечности".

Комментарии (20):

Кирилл Карпенко, 11 декабря 2012 г., 06:57
Я у себя в ЖЖ на эту тему написал заметку "Различия психологии и религии" http://itisall.livejournal.com/9325.html
Рахиб, 08 августа 2015 г., 10:41
Здравствуйте, имя мое Рахиб, мне очень понравилась ваша тема о религии и психологии. С детства меня обстоятельства привели к религиозному образу жизни. И с юных лет мечтой и духовным питанием моим было быть другом Бога. У нас это дружество называют "авлийа". Со временем я начал отказываться от исповедования в пределах сект. После мне пришлось изучать психологию. Очень интересная и полезная наука. В психологии я нашел себя,свои недостатки и ценности. Пишу я вам по поводу того, что религиозные догматы ниспосланы от совершенного разума, которого называют по-разному: Бог, Аллах,Танры и т.д. Не может быть, что взгляд на вещи, подход к проблемам и понимание происходящего, рожденные высшим разумом человека, противоречили его создателю. Мне кажется, мы и наш создатель одинакового мышления. По крайней мере так должно быть у здорового человека. Я хочу вам предоставить несколько примеров, в которых создатель выражает свой подход к проблемам. Одновременно хочу также показать вам неправильное понимание мышления создателя со стороны религиозных, так называемых ученых. Первый пример начну с Авраама, которому Бог повелел "в неправильном понимании слова Бога "пожертвовать единственного сына Исмаила. Позвольте мне отдельно написать тему и после прислать вам на сайт. Напишу я это сразу как будет свободное время. Благодарю вас за то, что вы выбрали путь служения людям.
Дарья, 16 ноября 2015 г., 01:05
В Церкви также, как и в психологии, человек слышащий голоса (если только он не святой) тоже считается больным. И такого человека отправят либо к психиатру, либо к экзорцисту: священнику, получившему особый дар изгонять бесов.
1 ответ
Гость, 03 февраля 2019 г., 14:32

Дарья, здесь уже встаёт вопрос здоровья и личного выбора. Какое-то общепринятое «здоровье» не всегда воспринимается человеком хорошо. В процессе выздоровления человек может открыть мир с другой стороны, потерять сверхспособности и это с точки зрения здоровья нормально. Вопрос в том, что реально определения здоровья для каждого отдельного человека ещё никто не дал. Есть только предположения или попытки выдвинуть общие теории на эту тему, которые в итоге всегда ссылаются на индивидуальность. Так что тут вопрос не к церкви и не к психотерапевтам. А к вам. Захотите ли вы разбираться со здоровьем или продолжать жить так, как вы живете. В любом случае, разобравшись, вам будет легче принимать решения.

Гость, 13 февраля 2017 г., 12:35
Я долгое время ходила в церковь, пока у меня не началась неврастения. Сейчас не хожу, но выздороветь не могу. Навязывание чувства вины чудовищное. А грамотного священнослужителя, как и грамотной религиозной литературы не сыскать. Из десяти прочитанных книг, купленных в церквях, лишь одну можно считать достойной внимания и полезной для прихожан. А ведь всем этим мусором задурманивают людям, особенно неграмотным, мозг. Священники - люди в большинстве своем лишь поверхностно осознают свое призвание, а большая часть ходит в церковь просто на работу. С духовностью их мало что связывает, а некоторые откровенно используют церковь для обогащения. Перестала я ходить в церковь, когда один раз пошла на исповедь перед Пасхой. Меня мучил один жизненно важный для меня вопрос, на который я хотела получить совет. Он вздыхал, охал, что я занимаю время, прерывал. Все В результате я и ответ не получила и на пасху в таком состоянии не пошла. Теперь для общения с Богом посредники в виде церкви мне не нужны
4 ответа
Гость, 31 июля 2017 г., 19:06

КРА-СА-ВА!!! УВАЖАЮ!!!

Гость, 06 августа 2018 г., 00:11

Ура, Слава Богу, есть думающие люди и берущие ответственность за свою жизнь!!!

Гость, 25 сентября 2020 г., 18:54

Пожалуйста, послушайте лекции Алексея Ильича Осипова на ЮТУБ. И вы поймёте, что христианская православная вера многими священниками и прихожанами воспринимается формально и вообще неправильно. Если Бог есть любовь, то церковь ни в коем случае не должна довести до неврастении.

Гость, 23 февраля 2022 г., 16:17

Есть православный психолог Дмитрий Семеник, он может вам помочь, посмотрите его на ютубе. У него можно взять онлайн консультацию.

Гость, 13 февраля 2017 г., 13:03
В христианстве ключевое слово вера. Церковь, призванная служить Богу не решает эту задачу, а по большей части задачу эту не выполняет. Поэтому для меня в общении с Богом безграмотные посредники в виде служителей церквей не нужны. А литература, которая продается в церквях, вообще на 90% бездарная и вместо того, чтобы давать ответы людям на их вопросы, задурманивает мозг. и вредна для людей. Вообще создается впечатление в последнее время, что служители Церкви, вместо служения людям, используют все чаще в корыстных целях свое положение.
1 ответ
Гость, 26 апреля 2017 г., 16:31
Книга одна - Библия. Читайте ее и, насколько Ваша душа готова к восприятию, так и поймете. Читайте в первый раз, в пятый, в двадцатый, в сто первый... С каждым разом будет открываться что-то новое; что в первый раз не поняли, вдруг станет ясным и понятным. Как озарение. Удачи Вам.
1 ответ
Гость, 16 марта 2019 г., 21:32

Здравствуйте, слушайте проповеди Александра Меня, лекции Осипова. Самому в Библии разобраться тяжело, так как Библия сама себя не обьясняет. Читайте святых отцов, например Брянчанинова.

Гость, 02 марта 2018 г., 15:23

Дуже дякую! Цікава стаття, зрозуміла. Конкретні приклади допомогли краще зрозуміти, в чому різниця між релігією та психологією.

Гость, 19 марта 2019 г., 14:03

"Всем хорошо знаком случай, когда Авраам, повинуясь божьей воле, вознамерился принести в жертву своего единственного сына (Быт. 22:1 – 14). С точки зрения религии такая решимость в претворении божьей воли считается добродетелью, заслуживающей восхищения. С точки зрения психологии голоса в голове, приказывающие убить своего ребёнка, явный признак серьёзного психического расстройства, требующий лечения. "У меня мысли, что это метафора к тому, чтобы отдать детей на служение. Не уподобляться родительским интересам и не пытаться реализовывать свои цели или мечты за счет детей. У них есть свои цели, может. Не знаю. Вот такие у меня мысли. Что тут речь не идет об убийстве от Иакова: "14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? 15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, 16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? 17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. 18 Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих". Метафора, тоже близка к психологии.

Гость, 19 марта 2019 г., 14:04

А тут после проверки публикуют комментарии?

Гость, 02 февраля 2020 г., 11:18

Друзья! Вот вы говорите: «мало хорошей литературы и мало священнослужителей, которые, на ваш взгляд, являлись бы «грамотными посредниками»», но на самом деле Господь уже всю литературу дал нам - Евангелие, Слово Божие и Послание Апостола Павла. Вот сказано Господом: «не судите, и не судимы будете», «любите друг друга, как Я возлюбил вас», «ищите прежде Царства Божия и правды Его, и всё остальное приложится вам», «стучите и вам отворят»... очень много нам сказал Господь. Он своей самоотверженностью нам показал, как жить. И вот мы говорим: «я не понимаю, что написано в Евангелие», и ищем какую-то литературу, так на понимание нужно просить помощи у Того, Кто это Слово нам дал): «Господи, вразуми!» и следовать Слову Божьему надо стараться. «Царство Небесное силой берется...» - это огромный труд, а кому охота трудиться до самоотвержения? По поводу осуждения, друзья... это очень трудно - не осуждать. Мы же всех судим, священник плохой, церковь корыстолюбивая, и поехали... Чувство вины, покаяние ведь нужно для того, чтобы человек давал отчет в своих действиях, чтобы он не озлобился, в психологии это самоанализ, если я не ошибаюсь. Так Господь не заставляет тебя себя гнобить, но Он говорит: «какая вам награда за то, что вы любите любящих вас?...», то есть когда мы ругаемся на тех, кто нас обидел, мы заповедь Божию не выполняем. Вспомним, что Он молился за тех, кто Его распинал, друзья, Господь молился за тех, кто забивал Ему в тело гвозди... а мы жалуемся на плохих священников. Давайте представим наш разговор с Господом. Он спросит нас: «Вот Я сказал тебе, не суди и не будешь судим, так скажи, ты просишь Меня не судить тебя, а судил ли ты брата своего или сестру? Да, Господи, судил... стыдливо ответим мы... Ну ладно, скажет Господь, тогда Я тебе заповедал, чтобы ты прощал тех, кто тебя обидел, и тогда и Я прощу тебя, всех ли обидчиков ты простил? Нет, Господи... стыдливо ответим мы...» и так представляете сколько наберется? Господи помилуй нас

1 ответ
Гость, 14 декабря 2020 г., 05:00

Иисус Христос не Господь! Сын Божий, посланник, пророк. Господа! никто не распинал, гвозди в Его тело не вбивал! Пожалуйста будьте же корректны. Осуждение и констатация факта имеет разную основу и значение. Иисус Христос имел ввиду и запрещал под видом суда широко распространенный среди людей порок, существующий в виде греха злоязычия, злословия, порицания и злорадства над недостатками ближних. Ведь многие люди, любящие обличать с большим удовольствием и ядовитым злорадством, подмечают малейшие оплошности других людей, даже издали видя сучек и даже соринку в глазу брата своего (ближнего). И в то же время обличитель недостатков, любящий высмеивать чужие, даже незначительные пороки, упорно не замечал своих собственных недостатков, как бы очевидны и велики как бревно они не были. Но наряду с этим Иисус Христос не запрещал обсуждать (в смысле логически анализировать) поступки ближнего с целью помочь ему исправить его недостатки и грехи. “Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего” (Матф.18:15). Однако исправлением недостатков ближнего надо заниматься с любовью к ближнему своему, проявляя вместо злорадства сожаление, вместо осуждения, милосердие. А фактов обогощения священослужителей за счёт веры и доверия прихожан масса. Там же и говорят в комментарии, что это причина отказа посещать церковь, а не от Бога.

Гость, 24 июня 2020 г., 16:06

Ну а вообще, какие психологиеческие потребности человека удовлетворяет Бог? Как формируется у человека понятие о Боге, его образ, роль в жизни?

1 ответ
Гость, 09 августа 2020 г., 00:42

Господь всегда с нами, он любит всех своих детей. Я верю в Бога, но я не понимаю, почему мы должны ходить в церковь. Ведь наши молитвы Господь слышит везде. Когда батюшка включается в политику и начинает говорить тебе, что ты раскольник, я хожу в церковь к богу, а не к Московскому или Украинскому патриархату. Уж слишком наши святые отцы хотят управлять, а не духовно нас направлять.

Гость, 01 октября 2020 г., 18:36

Скорее. писал психолог ничего не зная о вере в Бога.

Материалы по теме:

Картинка к "Нужна ли психология церкви"
01 окт. 2022 г.
Психологический Навигатор: Отец Иоасаф, скажите, пожалуйста, как человек, который изнутри знает и психологию, и богословие, связаны ли между собой эти две стороны жизни человека? Игумен Иоасаф: Конечно, связь есть, но не такая явная. Начать нужно с того, что психология «выросла» из философии, науки, которая пытается понять смысл жизни, и которую в прошлом называли служанкой богословия. С течением времени, когда мир стал постепенно расцерковляться, философия пошла своим путём, а уже из неё выдвинулась психология. То есть корни у психологии и философии одни и те же - в богословии. Исходя из этого, если человеку нельзя что-либо понять или доказать богословскими словами, то он может это увидеть через призму психологии. Так что, отвечая на Ваш вопрос о взаимосвязи психологии и богословия, скажу, что как и философия, психология – еще одна служанка богословия.
1Подробнее →
Картинка к "Православная психология"
01 окт. 2022 г.
Православная (святоотеческая) психология анализирует психологию страстей греховных, наклонности к ним, виды их проявлений, корни их и происхождение, научает пастырей быть лекарями грехов и пороков кающихся, наглядно-убедительно приводит к покаянию, которое не есть осознание наименованиями греха священнику на исповеди, но есть жительство, перерождение сердца с принесением плодов осознания греха.
Картинка к "Психология и близкие области"
01 окт. 2022 г.
Психология - наука, изучающая внутренний мир и причины поведения нормальных, душевно здоровых людей. Психология ищет научные объяснения, почему человек ведет себя так или иначе.
Картинка к "Религиозное мировоззрение и позиции восприятия"
01 янв. 2006 г.
Примениение опросника "позиции восприятия" для оценки связи религиозного мировоззрения и позиций восприятия. Один из аспектов восприятие личностью ситуации в практической психологии описывается понятием «позиция восприятия». Основных, классических, позиций пять...