Психология и религия
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Психология и религия работают бок-о-бок, но исходят из разных посылок, пользуются разными методами и имеют разные задачи. И психология, и религия помогают человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, однако пропасть между двумя мировоззрениями можно продемонстрировать на примере известной библейской истории.
Всем хорошо знаком случай, когда Авраам, повинуясь божьей воле, вознамерился принести в жертву своего единственного сына (Быт. 22:1 — 14). С точки зрения религии такая решимость в претворении божьей воли считается добродетелью, заслуживающей восхищения. С точки зрения психологии голоса в голове, приказывающие убить своего ребёнка, явный признак серьёзного психического расстройства, требующий лечения.
Основное различие в том, что психология — это научное знание о человеке и его поведении: все, что утверждает психология, проверяемо или подлежит проверке. Академическая психология заботится о своем научном имидже, и религию, по крайней мере пока, близко к себе не подпускает.
Некоторые уступки сделаны только христианской (православной) психологии. Можно предположить, что уступки вызваны соображениями политкорректности, поскольку научных оснований для этого нет, основания христианской психологии не могут быть признаны научными.
У практической психологии с наукой отношения более сложные. Поле практической психологии объединяет очень разные подходы и очень разных специалистов, как уважающих науку, так и далеких от науки людей, в связи с чем в практической психологии много и мифов, и суеверий, и прямых заимствований из традиционных и не традиционных религиозных воззрений. Даже там, где психологи стремятся к научной обоснованности своих взглядов, количество используемых ими рабочих гипотез, то есть непроверенных утверждений, существенно больше, чем установленых наукой фактов. Важно при этом другое: практическая психология это не скрывает и, по крайней мере в лице лучших своих представителей, считает своим основанием научный подход.
Религия — противоположность научному подходу, она не критична к противоречиям и не требует доказательств своих истин. Религия основывается на догматах, данных (в представлении верующих) человеку от Бога, и религиозные люди претендуют на обладание полнотой знания (пути, истины и жизни). В отличие от этого, психология требует научных доказательств и основывается на контролируемой критичности. Психологи соглашаются, что они обладают ограниченным знанием, и в своей работе используют стратегию «ограниченного учительства».
Психологи и религиозные деятели очень по-разному видят, как можно и нужно помочь человеку в его трудностях, как помочь человеку на его пути совершенствования. Религиозное мировоззрение требует от человека искать в себе грехи, только избавлением от грехов человек может стать лучше. Психология считает разумным избавляться от чувства греховности, рассматривая это как проявление невротической вины. В работе с клиентами психолог рассчитывает на свои силы как специалиста, священник полагается на молитву, зовущую милость Божью.
«Есть еще один, может быть самый эффективный способ, притягивающий обстоятельства встречи с мужчиной вашей мечты. Звучит он несколько необычно с точки зрения традиционной атеистической философии, которой сегодня заражено огромное количество людей, особенно молодых. Однако работает этот метод исключительно четко. Когда не помогают обычные психологические советы, я всегда рекомендую именно его. Это молитва Всевышнему о том, чтобы он послал вам любимого и близкого человека. Каким бы данный способ воздействия на обстоятельства ни казался странным тем, кто ни во что не верит и считает разговоры о Боге пустой фантазией, он обязательно сработает, если молиться правильно и соблюдать все необходимые условия». Сергей Юрьевич Ключников.
А самое главное, у религии и психологии — разные конечные цели. Религия учит человека жить в гармонии с Богом, ее задача — подготовить человека к переходу в иной мир, подготовить к встрече с Богом. Психология интересуется задачами земной жизни, ведёт людей к гармонии, в первую очередь, с самим собой и окружающими.
Впрочем, религиозный человек об этом напишет по-другому: «Мне кажется, что человек, идущий к Богу, даже если он обогатится психологическими знаниями, найдя ответы на свои вопросы, всё равно будет продолжать идти к Богу. А если он нашёл всё необходимое на этапе психологических ответов, значит, он не шёл к Богу, а просто стремился к получению внутреннего комфорта. Психология — дело сугубо земное. А если человек духовно вырастает (в том числе и с помощью психологии), то он должен прийти к некому переосмыслению жизни, выйти за рамки земных понятий, осознать, что на самом-то деле на земле ничего не заканчивается и земной жизнью ничего не ограничивается. Психология решает жизненные проблемы, а религия — проблемы вечности».
Комментарии (18):
Дарья, здесь уже встаёт вопрос здоровья и личного выбора. Какое-то общепринятое «здоровье» не всегда воспринимается человеком хорошо. В процессе выздоровления человек может открыть мир с другой стороны, потерять сверхспособности и это с точки зрения здоровья нормально. Вопрос в том, что реально определения здоровья для каждого отдельного человека ещё никто не дал. Есть только предположения или попытки выдвинуть общие теории на эту тему, которые в итоге всегда ссылаются на индивидуальность. Так что тут вопрос не к церкви и не к психотерапевтам. А к вам. Захотите ли вы разбираться со здоровьем или продолжать жить так, как вы живете. В любом случае, разобравшись, вам будет легче принимать решения.
КРА-СА-ВА!!! УВАЖАЮ!!!
Ура, Слава Богу, есть думающие люди и берущие ответственность за свою жизнь!!!
Пожалуйста, послушайте лекции Алексея Ильича Осипова на ЮТУБ. И вы поймёте, что христианская православная вера многими священниками и прихожанами воспринимается формально и вообще неправильно. Если Бог есть любовь, то церковь ни в коем случае не должна довести до неврастении.
Есть православный психолог Дмитрий Семеник, он может вам помочь, посмотрите его на ютубе. У него можно взять онлайн консультацию.
Здравствуйте, слушайте проповеди Александра Меня, лекции Осипова. Самому в Библии разобраться тяжело, так как Библия сама себя не обьясняет. Читайте святых отцов, например Брянчанинова.
Дуже дякую! Цікава стаття, зрозуміла. Конкретні приклади допомогли краще зрозуміти, в чому різниця між релігією та психологією.
"Всем хорошо знаком случай, когда Авраам, повинуясь божьей воле, вознамерился принести в жертву своего единственного сына (Быт. 22:1 – 14). С точки зрения религии такая решимость в претворении божьей воли считается добродетелью, заслуживающей восхищения. С точки зрения психологии голоса в голове, приказывающие убить своего ребёнка, явный признак серьёзного психического расстройства, требующий лечения. "У меня мысли, что это метафора к тому, чтобы отдать детей на служение. Не уподобляться родительским интересам и не пытаться реализовывать свои цели или мечты за счет детей. У них есть свои цели, может. Не знаю. Вот такие у меня мысли. Что тут речь не идет об убийстве от Иакова: "14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? 15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, 16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? 17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. 18 Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих". Метафора, тоже близка к психологии.
Друзья! Вот вы говорите: «мало хорошей литературы и мало священнослужителей, которые, на ваш взгляд, являлись бы «грамотными посредниками»», но на самом деле Господь уже всю литературу дал нам - Евангелие, Слово Божие и Послание Апостола Павла. Вот сказано Господом: «не судите, и не судимы будете», «любите друг друга, как Я возлюбил вас», «ищите прежде Царства Божия и правды Его, и всё остальное приложится вам», «стучите и вам отворят»... очень много нам сказал Господь. Он своей самоотверженностью нам показал, как жить. И вот мы говорим: «я не понимаю, что написано в Евангелие», и ищем какую-то литературу, так на понимание нужно просить помощи у Того, Кто это Слово нам дал): «Господи, вразуми!» и следовать Слову Божьему надо стараться. «Царство Небесное силой берется...» - это огромный труд, а кому охота трудиться до самоотвержения? По поводу осуждения, друзья... это очень трудно - не осуждать. Мы же всех судим, священник плохой, церковь корыстолюбивая, и поехали... Чувство вины, покаяние ведь нужно для того, чтобы человек давал отчет в своих действиях, чтобы он не озлобился, в психологии это самоанализ, если я не ошибаюсь. Так Господь не заставляет тебя себя гнобить, но Он говорит: «какая вам награда за то, что вы любите любящих вас?...», то есть когда мы ругаемся на тех, кто нас обидел, мы заповедь Божию не выполняем. Вспомним, что Он молился за тех, кто Его распинал, друзья, Господь молился за тех, кто забивал Ему в тело гвозди... а мы жалуемся на плохих священников. Давайте представим наш разговор с Господом. Он спросит нас: «Вот Я сказал тебе, не суди и не будешь судим, так скажи, ты просишь Меня не судить тебя, а судил ли ты брата своего или сестру? Да, Господи, судил... стыдливо ответим мы... Ну ладно, скажет Господь, тогда Я тебе заповедал, чтобы ты прощал тех, кто тебя обидел, и тогда и Я прощу тебя, всех ли обидчиков ты простил? Нет, Господи... стыдливо ответим мы...» и так представляете сколько наберется? Господи помилуй нас
Иисус Христос не Господь! Сын Божий, посланник, пророк. Господа! никто не распинал, гвозди в Его тело не вбивал! Пожалуйста будьте же корректны. Осуждение и констатация факта имеет разную основу и значение. Иисус Христос имел ввиду и запрещал под видом суда широко распространенный среди людей порок, существующий в виде греха злоязычия, злословия, порицания и злорадства над недостатками ближних. Ведь многие люди, любящие обличать с большим удовольствием и ядовитым злорадством, подмечают малейшие оплошности других людей, даже издали видя сучек и даже соринку в глазу брата своего (ближнего). И в то же время обличитель недостатков, любящий высмеивать чужие, даже незначительные пороки, упорно не замечал своих собственных недостатков, как бы очевидны и велики как бревно они не были. Но наряду с этим Иисус Христос не запрещал обсуждать (в смысле логически анализировать) поступки ближнего с целью помочь ему исправить его недостатки и грехи. “Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего” (Матф.18:15). Однако исправлением недостатков ближнего надо заниматься с любовью к ближнему своему, проявляя вместо злорадства сожаление, вместо осуждения, милосердие. А фактов обогощения священослужителей за счёт веры и доверия прихожан масса. Там же и говорят в комментарии, что это причина отказа посещать церковь, а не от Бога.
Ну а вообще, какие психологиеческие потребности человека удовлетворяет Бог? Как формируется у человека понятие о Боге, его образ, роль в жизни?
Господь всегда с нами, он любит всех своих детей. Я верю в Бога, но я не понимаю, почему мы должны ходить в церковь. Ведь наши молитвы Господь слышит везде. Когда батюшка включается в политику и начинает говорить тебе, что ты раскольник, я хожу в церковь к богу, а не к Московскому или Украинскому патриархату. Уж слишком наши святые отцы хотят управлять, а не духовно нас направлять.