Развитие самосознания школьников

01 октября 2022 г. в 21:45

Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256с.

Развитие самосознания у ребенка в этом возрасте проявляется в том, что у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами. Второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только хорошие, но и плохие свои поступки, не только успехи, но и свои неудачи в учении.

​​​​​​​В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно - ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной. Обобщенная самооценка предполагает наличие способности к рефлексии, наличие эталона нравственного поведения. Исследования (СНОСКА: Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте.—Вопр психологии, 1977, № 4) показали, что ученикам 2 класса недоступна еще оценка собственной личности в целом, а учащиеся III класса уже проявляют эту способность. При этом они весьма критично относятся к оценке собственной личности, способны определиться - в какой - то мере оценить наличие или отсутствие у себя того или иного качества. Дети рассуждают так: Я хочу быть аккуратным, добрым, ласковым, умным и т.д. (всего предложено 12 качеств), но считаю, что в настоящий момент у меня из этих качеств есть только 6, остальных сейчас нет, но мне очень хочется, чтобы они были». Возрастает и самостоятельность самооценки Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики II и III классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критический оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника (СНОСКА: См : Савонько Е И Возрастные особенности соотношения ориентация на самооценку и на оценку другими людьми — В кн. Изучение и мотивация поведения детей и подростков/Под ред. Л И Божович, Л В Благoнaдeжиной М, 1972).

  • Самосознание
  • Школьник

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Генезис самооценки. Диссертация А.Д. Захаровой
Структура самооценки рассматривается исследователями как состоящая из двух компонентов - когнитивного и эмоционального, функционирующих в неразрывном единстве. Первый отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности, второй - отношение к себе, накапливающийся "аффект на себя". Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно "обрастают" эмоциями. Однако качественное различие выделенных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, в связи с чем развитие каждого из них имеет свою специфику.
16 июн. 2016 г.
Как воспитывать школьников
Интервью Н.И. Козлова журналистке Ирине Толстиковой.
01 янв. 2000 г.
Самооценка
Самооценка — то, как высоко или низко человек сам оценивает свои личные качества и возможности.