Развитие личности через нулевую или первую позицию

01 января 2013 г., 10:26

Фильм "Тот самый Мюнхгаузен"

Можно жить своим умом, делая собственные выборы, а можно жить как все, жить чужим умом, подчиняясь тому образу жизни, которым существуют окружающие. Как лучше, что правильнее? Все зависит от того, КТО конкретный человек и КТО - эти окружающие. Каковы ценности и каков уровень личности, в каком обществе он живет?

Если это личность Мюнхгаузена из фильма Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен", то при всей вздорности характера барона он выше своего окружения, и для него отказаться от себя - личностная трагедия и смерть. Если это алкоголик или маньяк, потерявший человеческий облик, то для него лучше и правильнее начать чужим умом, коли своего ума не хватает.

Спонтанный ребенок, присматривающийся подросток и верящий в себя молодой человек, идущие от себя, находящиеся в первой позиции – скорее источники свободы и развития, чем их усталые, растерянные, недальновидные и испуганные родители.

Помните: «Вначале родители учат ходить и говорить, а потом - сидеть и молчать...»

Однако в умных обществах и у хороших родителей ситуация другая. Если содержание установок окружения, семейного или общественного - позитив, конструктив, свобода и развитие, мудрость и личная ответственность, то в этом случае ребенок, подросток или молодой человек с хорошо усвоенной нулевой позицией имеет по крайней мере возможность хорошего старта.

Может быть, он сам, лично, трусит или ленится, и с его личной позиции ему хочется забить на все и развлекаться. Но его приучили слушаться старших и читать книжки, а там ему напоминают: "Не ленись, не трусь, не обижайся, не теряй времени. Учись. Учись радоваться жизни. Работай. Думай!"

Именно эту ситуацию имел в виду С.И. Гессен, когда писал, что ребенок рождается не свободным, а рабом. А свободным он может стать только через правильно организованное принуждение. "Свободными – не рождаются, свободными – становятся!" В такой ситуации нулевая позиция в сравнении с первой является источником позитива и развития. Хорошим родителям никто не может помешать такую перспективную ситуацию для своих детей, в своей семье - создать. Хорошие воспитатели такую ситуацию в своих школах и сообществах - создают.

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Китеж"
01 окт. 2022 г.
Терапевтическое сообщество Китеж – это уникальная модель семейного устройства и обучения детей-сирот, которая с 1992 года существует и совершенствуется в Калужской области. Основатель Китежа - Дмитрий Владимирович Морозов.
0Подробнее →
Картинка к "Первая позиция и нулевая позиция"
01 янв. 2010 г.
Говорить, что все люди всегда думают о себе и заботятся о своих личных интересах - это значит думать о людях слишком хорошо. Многие люди, когда живут и действуют, вообще ни о чем не думают, ленясь включать голову, подчиняясь требованиям окружающих или ситуации. Когда это происходит, говорят об отсутствии собственной позиции, или, в других словах - о нулевой позиции восприятия.
Картинка к "Развитие личности"
01 янв. 2014 г.
Развитие личности - часть общего развития человека. В развитие человека, кроме развития личности, входит и физическое развитие, и развитие психических функций.
Картинка к "Социализация"
01 янв. 2010 г.
Социализация - пропитывание человека обществом. По механизму, социализация есть процесс усвоения индивидом окружающих его образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков. Механизм социализации изучается в исследованиях по социальному научению. Социализация происходит как стихийно (за счёт инстинкта подражания, а также за счёт восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием».
Картинка к "Свобода и подчинение - видение С.И. Гессена"
01 окт. 2022 г.
Принуждение может быть действительно отменено только самой постепенно растущей личностью человека, свобода есть не факт, а цель, не данность, в задание воспитания. А если так, то падает самая альтернатива свободного или принудительного воспитания, и свобода и принуждение оказываются не противоположными, а взаимно проникающими друг друга началами.