Развитие личности через нулевую или первую позицию
Можно жить своим умом, делая собственные выборы, а можно жить как все, жить чужим умом, подчиняясь тому образу жизни, которым существуют окружающие. Как лучше, что правильнее? Все зависит от того, КТО конкретный человек и КТО - эти окружающие. Каковы ценности и каков уровень личности, в каком обществе он живет?
Если это личность Мюнхгаузена из фильма Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен", то при всей вздорности характера барона он выше своего окружения, и для него отказаться от себя - личностная трагедия и смерть. Если это алкоголик или маньяк, потерявший человеческий облик, то для него лучше и правильнее начать чужим умом, коли своего ума не хватает.
Спонтанный ребенок, присматривающийся подросток и верящий в себя молодой человек, идущие от себя, находящиеся в первой позиции – скорее источники свободы и развития, чем их усталые, растерянные, недальновидные и испуганные родители.
Помните: «Вначале родители учат ходить и говорить, а потом - сидеть и молчать...»
Однако в умных обществах и у хороших родителей ситуация другая. Если содержание установок окружения, семейного или общественного - позитив, конструктив, свобода и развитие, мудрость и личная ответственность, то в этом случае ребенок, подросток или молодой человек с хорошо усвоенной нулевой позицией имеет по крайней мере возможность хорошего старта.
Может быть, он сам, лично, трусит или ленится, и с его личной позиции ему хочется забить на все и развлекаться. Но его приучили слушаться старших и читать книжки, а там ему напоминают: "Не ленись, не трусь, не обижайся, не теряй времени. Учись. Учись радоваться жизни. Работай. Думай!"
Именно эту ситуацию имел в виду С.И. Гессен, когда писал, что ребенок рождается не свободным, а рабом. А свободным он может стать только через правильно организованное принуждение. "Свободными – не рождаются, свободными – становятся!" В такой ситуации нулевая позиция в сравнении с первой является источником позитива и развития. Хорошим родителям никто не может помешать такую перспективную ситуацию для своих детей, в своей семье - создать. Хорошие воспитатели такую ситуацию в своих школах и сообществах - создают.