Китеж
Терапевтическое сообщество Китеж — это уникальная модель семейного устройства и обучения детей-сирот, которая с 1992 года существует и совершенствуется в Калужской области. Основатель Китежа — Дмитрий Владимирович Морозов.
В 1992 году Дмитрий Морозов переехал из Москвы в Барятинский район Калужской области строить поселок для детей сирот. Создал уникальную методику реабилитации и обучения детей-сирот на основе развивающей среды. В Китеже организовал государственную школу, более 10 лет по сей день преподает в ней историю.
Китеж функционирует на основе существующего законодательства, оставляя широкий простор для экспериментальных поисков внутри системы. Специфика Китежа в том, что он создает специальную развивающую среду, предлагающую ребенку безопасность и дозированные «вызовы», которые развивают привычку опираться на свои силы. На его основе можно отрабатывать самые передовые «неформальные» технологии реабилитации и ускоренного развития детей.
Половина сирот, которые оканчивают китежскую школу, поступают в ВУЗы или техникумы Калуги и Москвы. Из 50 детей, уже вышедших из Китежа, ни один не сел в тюрьму и не стал алкоголиком. Ни один из них не «оступился»! За небольшим исключением у всех удалось развить те или иные способности в одной или нескольких областях в самом широком диапазоне — от столярной мастерской до работы на компьютере и игры в театре.
В самом общем виде Китеж доказал, что можно в слаборазвитых, социально неблагополучных районах России создавать форпосты нормального, трезвого, культурного образа жизни, решая проблему безработицы, неустроенности, а также (и для нас это — в первую очередь) выращивая из обреченных сирот нормальное поколение граждан, способных создать семьи, работать и создавать нормальную жизнь вокруг себя.
Эта модель «выросла в естественных условиях» современной России, опираясь на национальный менталитет, традиции, архетип.
В основе модели — объединение семей с приемными детьми на базе специально созданной развивающей среды, включающей школу, которая учитывает потребности детей с особыми нуждами, организацию внешкольной активности и учебно-производственной деятельности.
При этом сохраняются многосторонние связи с внешним миром.
Такое объединение, казалось бы, разноплановых факторов — семьи, государственного учреждения, развивающей среды, неформальных человеческих отношений создает синергетический эффект, качественно увеличивая результативность китежской модели.