Пути достижения самоактуализации

31 декабря 2009 г. в 21:00

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Абрахам Маслоу определяет самоактуализацию как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.» [18, с. 150]. Самоактуализированный человек — достигший более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди.

Отличайте самоактуализированного (самоактуализировавшегося) и самоактуализирующегося человека. Первый уже достиг, второй находится в пути и процессе. См.

Хорошо, а каким путем люди могут достигать такого высокого уровня? Наверное, пути могут быть разные. Достижение более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем у среднего человека, может на наш взгляд произойти, как минимум, четырьмя путями.

Первое — в человеке это развили родители и педагоги. У человека была хорошая почва, но автором его успехов был скорее не он, его развили до необходимого уровня семья и школа.

Второе — человек развил это в себе сам, путем настойчивого самообразования.

Третье — человек–гений от рождения. Он изначально родился таким и стал таким без всякого обучения и образования. Уникальный естественный рост сквозь любые преграды. Такое редко, но бывает. Великая певица Има Сумак не получила музыкального образования и не знала нот, она училась пению самостоятельно, подражая пению птиц. Галина Вишневская — аналогично, это природное дарование.

Четвертое — в обычном человеке это выросло естественным образом само, при условии, и это важно, что ему расти никто не мешал и создавали благоприятные условия.

Что касается автора концепции самоактуализации, то сам Абрахам Маслоу рассматривал как возможный только четвертый из представленных вариантов. Как писал А. Маслоу: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек — это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями» [13, с.91]. Как можно понять, Маслоу говорит здесь о естественном росте личности, при котором все в человеке произойдет само. Внешнее развитие (как добавка) здесь представляется как нечто лишнее, а обязательным считается лишь создание благоприятных условий, когда у человека «ничего не отнимается». Как он писал: «Учитель или культура не создают человека. Они не насаждают в нем способность любить или быть любопытным, или философствовать, создавать символы, творить. Скорее они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным» [17, с. 161]. Если это понимать как отрицание возможности (и необходимости) обучения и саморазвития, то с А. Маслоу согласиться трудно. По поводу тех людей, которых изучал А. Маслоу — каковы были действительные условия их развития, или, еще точнее, что было настоящей причиной такого их развития — достоверных научных данных нет, но из общих соображений можно уверенно говорить, что в их развитии их семья и окружение принимали активное участие.

Концепция «семечка», из которого растет личность сама, — красивая, но скорее всего ошибочная, неадекватная реальности. Рост и развитие личности имеет смысл представлять как экосистему, где ребенок — не само семя, из которого все заданным образом растет, а скорее почва, в которой есть различные семена, куда иногда случайно попадают еще более разные семена извне, куда садовники (родители и педагоги) сажают лучшие семена человеческой культуры. Ребенок растет не один, и очень здорово, что не один. Умные родители и педагоги не подавляют, а пробуждают в ребенке смелость и уверенность в себе, развивают как трудолюбие, так и умение дружить, умение слушать и слышать другого, пользоваться алгоритмом «Повтори-согласись-добавь»…

А тем замечательным людям, которые хотят максимально развить свои таланты, способности и возможности, предложим заняться практикой самосовершенствования. Можно заниматься самостоятельно, эффективнее работа в группе единомышленников и под руководством опытного наставника по личностному развитию. Если вам это подходит, приглашаем на Дистанцию.

Файлы:
  • Автор Н.И. Козлов
  • Самоактуализация по Маслоу

Комментарии (2):

Гость, 14 декабря 2012 г. в 07:33
Личное мнение: Маслоу был абсолютно прав в том, что такие способности мало зависят от развития. Чувство восприятия мира актуализирующей личности возникает совершенно спонтанно. (Что еще хуже, что также спонтанно оно и уходит). И когда, на личном опыте, приходит такое восприятие мира, то рассматриваешь других, проблемных людей, как личностей бессмысленно и бесполезно запутанных в своих предрассудках, страхах и своем прошлом. И процесс саморазвития превращается в процесс очистки себя, и замены.
Гость, 12 июля 2014 г. в 03:43
Думаю. что это не вполне адекватное изложение взглядов Маслоу. Концепция самоактуализации - глубже.

Материалы по теме:

01 янв. 2016 г.
Дистанция — система пошагового развития личности
Почему «Дистанция»? Вы когда-нибудь пробегали на стадионе дистанцию? «На старт… Внимание… Марш!» — и вы полетели вперед.
01 янв. 2010 г.
Как работать над собой
Людей, ВЕРЯЩИХ в то, что себя можно изменить — немного. Еще меньше людей, ГОТОВЫХ себя менять.
01 янв. 2006 г.
Ребенок растет не один, а в экосистеме
Рост и развитие личности различными исследователями и психологическими школами описывается очень различно. 
01 янв. 2006 г.
Самоактуализация как процесс и как результат
Будем внимательны: самоактуализация в работах А. Маслоу определяется в разных местах по-разному, когда-то как процесс, а когда-то как результат. А это очень разные вещи. 
01 янв. 2013 г.
Самосовершенствование
Самосовершенствование — осознанное развитие у себя достойных (нужных по жизни и этичных) навыков и качеств.