Самоактуализация как процесс и как результат
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Будем внимательны: самоактуализация в работах А. Маслоу определяется в разных местах по-разному, когда-то как процесс, а когда-то как результат. А это очень разные вещи. Слушайте внимательно:
- Самоактуализация как процесс — разворачивание личностного потенциала, рост и развитие личности человека, происходящий вследствие естественного разворачивания в нем того, что заложено в нем природой.
- Самоактуализация как результат роста и развития личности — максимальная выраженность психологического здоровья личности, высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность. См.→
Итак, перед вами два определения самоактуализации. Понятно, что их нужно себе записать и с ними разобраться, их понять. И тут, когда вы читаете подобные определения, вам, как не просто ремесленникам от психологии, а настоящим профессионалам, нужно быть внимательными, потому что вы легко можете попасть в понятийную ловушку, вас могут запутать. Как? Поясню.
Предположим, вы купили книгу, озаглавленную «Пироги Вау-Вау» и читаете:
«Пирогами Вау-Вау специалисты называют пироги, получившие и по вкусовым, и по потребительским качествам максимальные оценки».
«Пироги Вау-Вау готовятся из дрожжевого теста, которое в тепле начинает подниматься само».
Если вы задумаетесь, тут у вас по пирогам Вау-Вау возникнут вопросы. Наверное, у вас возникнет вопрос: а могут ли такие пироги изготавливаться по другой технологии, из обычного, не дрожжевого теста? Или из теста слоеного? А, может быть, все дело в начинке? Это хорошие, вполне правомерные вопросы.
А теперь возвращаемся к самоактуализации:
«Самоактуализация как результат роста и развития личности — максимальная выраженность психологического здоровья личности, высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность», — первое определение.
«Самоактуализация как процесс — разворачивание личностного потенциала, рост и развитие личности человека, происходящий вследствие естественного разворачивания в нем того, что заложено в нем природой», — определение второе.
И теперь у нас снова могут возникнуть вопросы. А может ли максимальная выраженность психологического здоровья личности и ее высокая психологическая культура возникать другим путем, путем личностного самосовершенствования? А может ли быть это результатом развития (не роста, а развития) личности?
Можно задать вопрос и по-другому. Есть ли научные данные, свидетельствующие, что максимальная выраженность психологического здоровья личности, высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность — что все это является следствием именно и только естественного разворачивания в человеке того, что заложено в нем природой?
Ответ будет отрицательным. По крайней мере, мы в работах А. Маслоу не увидели экспериментальных или других исследований, которые бы подтвердили достоверную корреляцию между этими двумя явлениями, между процессом и результатом. Тем более нет доказательств причинно-следственной связи между этими двумя явлениями.
Цитирую из статьи Д.А. Леонтьева (Д.А. Леонтьев. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ. В книге «Современная психология мотивации» — М.: Смысл, 2002): «уязвимым аспектом концепций самоактуализации является отождествление позитивного развития человека с максимальным развитием заложенных в него потенций. Как указывает М.Б. Смит, «пороки и зло точно так же входят в число человеческих потенций, как и добродетель. Этику нельзя привязать к биологии, как это пытался сделать Маслоу»
Если родился волчонок, он должен вырасти волком и охотиться за зайчиками. Если в обществе зайчиков рождается волчонок и начнет актуализировать своей потенциал, гармоничные отношения с окружением не гарантированы. Возможны (и, скорее всего, будут) конфликты: внешние, если он все-таки начнет грызть зайчиков, либо внутренние, если волчонок начнет бороться со своей природой и приучать себя кушать капусту.
Виктор Франкл приводит в качестве примера Сократа, который считал, что он имел все задатки для того, чтобы стать талантливым преступником. Хорошо или плохо, что он не реализовал эти потенции? В связи с этим Франкл говорит о необходимости постоянного принятия решений о том, какие из возможностей, потенций заслуживают реализации, о бремени выбора, лежащем на человеке по этой причине, о примате должного над возможным.
Итого, результаты нашего исследования не утешительны: представление о «саморазвитии из семечка» реальность не отражает, экспериментально не подтверждено.
Такое в науке бывает тоже: появляется представление ошибочное, оно не имеет никакой научной базы и скорее противоречит исследованиям, но при этом представление оказывается очень продуктивным, воодушевляющим, помогающее науке двигаться вперед, а людям развиваться.