Психология Синтон-подхода: «Позитив, конструктив, ответственность»

31 августа 2019 г. в 21:02

Автор: Николай Козлов и Анна Литовкина, психологи

Что такое «синтон»?

Мы с удивительным человеком, Аркадием Петровичем Егидесом, основателем клуба «Маленький принц», разрабатывали теоретические основы будущей психологии, которой еще не было. Мы эту психологию придумывали. Аркадий Петрович активно использовал термин конфликтогены — это разные элементы в общении, интонации, слова, формулировки, которые порождают напряжение и конфликты. И мы задались вопросом: если есть конфликтогены, что противоположно им? Всё то, что рождает радость, лад, взаимопонимание можно было объединить в единое целое. Я предложил название синтон («син» — вместе, «тон» — звук) — буквально созвучие. Это название вошло в психологическую культуру. Общение назвали синтонным, а мой клуб — Синтон. В клубе собираются люди, которые хотят жить радостно, в условиях сотрудничества и поддержки. Зачем жить конфликтуя и напряженно, если можно жить радостно, умно и счастливо?

Пример синтонного общения: мы с тобой увиделись, и я не сдержался, сказал тебе как рад тебя видеть. А ты наговорила мне много приятных слов, и я видел, как тебе приятно это говорить.

Это и есть синтонное общение. Такие вещи не очень распространены в нашей культуре, а при выезде за рубеж это очень ощущается.

Более 35 лет назад вы основали Синтон-подход. Чем отличается ваша программа от других направлений психологии?

Синтон-подход всегда быстрее, по делу и результативнее. Люди годами ходят к психоаналитикам и тратят на это огромные деньги. В понимании психоаналитиков есть поверхностная психологическая работа и есть глубинная работа, когда люди понимают, что надо докопаться до корней. Дело в том, что они считают корнями — для меня и для Синтон-подхода является поверхностными вещами. И когда они докапываются до таких вещей, как детские травмы, комплексы и в душе человека возникает осознание, они думают, что они продвинулись. А в реальности из этого не происходит ничего. И только потом, если психоаналитик скажет: «Ты осознала причину своих затруднений и теперь у тебя есть разрешение улыбаться, ты можешь себе это позволить». Что после этого происходит? Женщина начинает улыбаться, потому что месяц/полгода/год ждала разрешение от психоаналитика. Если бы она пришла в Синтон-подход, ей бы сразу сказали: «Ты что, собираешься выходить замуж с такой физиономией? Надо привести себя в порядок, ложиться вовремя, вставать рано, сделать так, чтобы на лице было что-то симпатичное. Ты умеешь улыбаться! Учись жить привлекательным образом, думая об окружающих».

В Синтон-подходе мы даем эти вещи сразу, потому что мы работаем с теми, кого не считаем больными. У нас люди здоровые, они толковые, у них голова на плечах. А для других подходов все больные или, как минимум, приболевшие.

Я была на практике психодрамы. Там люди рассказывали и проигрывали истории из своей жизни. Но что меня удивляло, после этого они своей жизни не меняли.

Это одно из главных различий Синтон-подхода и психодинамического, основанного так или иначе на теории Фрейда, концепции катарсиса, избавление от переживаний через их перепроживание. Последователи тех течений думают, что когда они раз за разом воспроизводят свои жалобы, свою грусть, тоску и рассказывают свои проблемы — на душе происходит облегчение. Наверное да, если мужик выпьет двести грамм — у него на душе тоже будет облегчение. Но, вообще говоря, он становится алкоголиком. А раз за разом рассказывать о своих проблемах — значит всё глубже и глубже погружаться в исследование этих вещей, единственное что вырабатывается — это привычка жить проблемами.

В Синтон-подходе проблемы не обсуждаются, их переводят в задачи?

Да, например, девушка рассказывает: «У меня проблема, я очень одинока, я чувствую, что я никому не нужна». Она может говорить про это часами. Вроде бы делится, но описывает всё новые и новые моменты, как ей тяжело и плохо. Вместо этого я могу ей сказать: «Я понимаю, быть не замужем — не лучший вариант. А что ты хочешь? Ты хочешь выйти замуж за любого? Или ты хотела бы иметь крепкую семью? Какое будущее ты себе видишь, что ты собираешься делать? Давай с тобой продумаем, как ты можешь двигаться туда. Кстати, если ты будешь жаловаться, то тебя такую замуж никто не возьмет. Учись себя приводить в порядок. Готовиться к встрече с любимым нужно лет за десять до того, как с ним встретиться. Я тебе даю год, но если ты этот год будешь работать, а не жаловаться». В этом весь Синтон-подход. Будешь жаловаться — ходи по психотерапевтам годами, а годы-то проходят.

Расскажите про концепцию Автора и Жертвы.

Всегда можно рассказать какие обстоятельства тебе мешают. Тот, кто хочет жаловаться: что он что-то не понимает, устал или что-то не помнит, имеет трудности — находится в позиции Жертвы. Вам расскажут, что их можно только жалеть, а сами они сделать ничего не могут. Позиция Жертвы вырабатывается в детстве, потому что мамы любят жалеть детей. Дети быстро привыкают к тому, что надо пожаловаться, посмотреть жалобно и мама обнимет, пожалеет и будет всегда рядом. Так мама подкрепляет поведение ребенка, когда он жалуется, рассказывает о трудностях и сам ничего не делает. Именно из такого маминого воспитания вырастают мужчины, которые уже на мужчин не похожи, они умеют только жаловаться и впадать в депрессию. И женщины, впадающие в позицию Жертвы, ничем не отличаются от таких мужчин.

Если мы хотим строить сами свою жизнь, чтобы нас уважали, надо встряхнуться. Не разбираться трудно или не трудно, а делать то, что можем. Не всегда бывает легко, но мы живем бодро, сколько умеем — столько сделаем. Это Синтон-подход.

Есть техника «21 день без жалоб и без критики». Это похоже на Синтон-подход?

Не совсем. Жаловаться — это одно. А кто сказал, что критиковать неправильно? Я так не говорил. Остаться без критики — это бестолково и непрофессионально. Критика в Синтон-подходе заботливая, профессиональная, помогающая. Критика умного человека — это помощь. Не лишайте людей помощи. Мы же не бьем этой критикой, мы даем подсказки как людям лучше делать то, что они хотят. Это наша помощь.

Что является основой Синтон-подхода?

Позитив, конструктив и ответственность. Только позитивная психология — это просто сказать, что всё хорошо. Вот такой позитив, радуйся всему без разбора — это не сильно здорово. Мы должны понимать, что нам дан великий дар жизни. Я понимаю, что я счастлив всегда. Если я люблю жизнь, я должен не просто потреблять ее радостно, а заботиться о жизни, делать ее лучше, а это уже конструктив. Что я могу сделать для себя? Как помочь близким, как улучшить жизнь? Я должен это видеть — это конструктив. Я должен это делать — это ответственность. Я отвечаю за то, что жизнь вокруг меня становится лучше. Я должен работать, трудиться, а не просто радоваться.

Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться.

Кем является человек в психологии Синтон-подхода?

Человек является человеком. Далеко не во всех психологических подходах человека так рассматривают. Человек рассматривается как организм, как то, что живет чувствами и желаниями, потребностями, то есть телом. Для меня это не человек. Это хорошее здоровое животное. Человек живет духом, разумом, ценностями, а не только желаниями. Вот эта вертикаль заставляет жить достойно, а не только счастливо, заставляет искать смысл, а не только счастье. Это совсем другая картина человека. Это не просто задача, как ты можешь каждый день прожить счастливее. Так можно накушаться наркотиков или тортиков — и проживешь целый день счастливо. А вот что ты сделал за сегодняшний день, какая польза от тебя сегодня, кроме вреда? Какая ответственность у тебя перед жизнью за сегодняшний день, за год? Что ты оставишь после себя? Только это является человеческим и ответственным образом жизни. Это другая концепция. В ней слово «должен» — является прекрасным. Конечно, я должен тем, кого я люблю, кого я хочу любить и должен. Я им обязан и рад, что я кому-то должен, мне есть кого любить. Я вижу смысл своей жизни, это наполняет меня силой. Это не совсем традиционный подход в современной психологии, но это ценится многими толковыми людьми, которые умеют и хотят работать, а также умеют и хотят любить.

Какое у вас отношение к эмоциям?

Все основатели европейской культуры и цивилизации писали, что тело — низшая часть души. Эмоции идут от тела. Об этом писал Аристотель, Платон, Веды, Упанишады. В Дхаммападе написано: «Дхармы обусловлены разумом, их лучшая часть разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит и делает с чистым разумом, то за ним следует счастье как неотступная тень». Это древнейшие буддийские тексты. И кто рассказывает, что на востоке культ эмоций, чувств и бессознательного — это искажение и неграмотность мировой культуры. Все разумные культуры, включая восточную, понимают, что во главе всего стоит высокий разум, высокая человеческая культура и тогда с головой будет всё в порядке.

Давайте в бизнесе, семье и деле хорошо соображать. Бестолковых будет меньше. Я ценю человеческий разум. У некоторых разум не очень добрый или недалекий, его хватает только на то, чтобы себя обслужить. Почему бы не позаботиться о других людях, которые рядом, близких и далеких? Позаботиться о своем городе, стране, оставить след в культуре? Ты это будешь делать чувствами или разумом, который тренируешь с детства? Каждый день нужно делать много добрых и полезных дел.

Расскажите об Этикотипах.

Есть люди, которые заботятся только о себе и за чужой счет — это Паразиты. Есть люди, которые заботятся о себе за свой счет — это Потребители. Если ты себе покупаешь телевизор, машину, едешь путешествовать за свой счет, ты — Потребитель. Если ты заботишься о других, делаешь изобретения, придумываешь лекарство против рака, воспитываешь детей своих и чужих, пишешь хорошие книги, после которых люди умнеют, ты — Творец.

Творец делает добрые дела для мира, а не только для себя.

А если ты заботишься о себе, а не о других, чтобы только тебя все обслуживали ты — Паразит. Это когда: «Мама, накорми меня», «Жена носки мне не постирала».

Есть еще вариант: человек думает о других, сам ничего не делает, но других организовывает. Это Романтики, люди которые хотят, чтобы всё было хорошо, но как это сделать — в голове не держат. Они надеются, что всё сделают другие. Это тоже форма паразитизма, хотя и с самыми лучшими намерениями.

Когда человек сам себя спрашивает к какому типу он относится — это верная позиция. Если он Потребитель, то по крайней мере не Паразит. А если он Романтик, здорово, что заботится о других, но надо еще думать, что делать, как эту заботу выразить действием, чтобы стать Творцом. Это очень простая схема для того, чтобы понять кто ты и кого ты воспитываешь в своих детях. Ты учишь ребенка заботиться о себе, о братике, о родителях или ты учишь его ныть, заботиться о себе самом и заставлять окружающих решать только его проблемы.

Какой процент людей в России является Творцами?

В Швейцарии два года назад проводили референдум о безусловных социальных выплатах. Они решили каждый месяц 2500 евро выплачивать каждому жителю Швейцарии просто так. 78% жителей было против. Швейцарцы убеждены, человек не имеет права не работать. Правильно жить и работать. А если мы в России сделаем такое? Думаю, 140% проголосуют за. В России такое количество паразитов, что надо учиться работать и ценить тех, кто умеет работать.

Только работой создаются ценности, которыми можно гордиться.

В России гордятся не бездельниками из народных сказок. Мы гордимся теми, кто создал реально большие вклады, кто работал много, сильно, достойно, заботясь о людях, а не только о себе. На них нужно ровняться, а не на Иванушку-дурачка.

Как человеку понять, что жизнь Творца намного полнее, радостнее и лучше?

Он должен выслушать, что ему расскажут умные люди. Я с удовольствием делюсь этой информацией со студентами, преподавателями и успешными бизнесменами. Меня спрашивают: «Зачем быть Творцом? Какой смысл, в чем выгода переходить от режима Потребителя к Творцу?». Я тогда спрашиваю: «Сколько лет ты хочешь бодро и счастливо жить? Будь реалистом. Если ты будешь оставаться потребителем, уже через пять лет твоя энергия, радость и спортивная форма уменьшится процентов на десять. Еще через 5-10 лет уменьшится еще на столько же. Для всех уставших от жизни людей любимым местом в квартире является диван и телевизор. И человек имеет на это полное право. Он же себе это заработал. Претензий нет, но его жизнь быстро кончается. А теперь представь, что у тебя есть любимая работа, которой ты горишь и не имеешь права болеть. У тебя есть любимая жена, любимые дети, для которых ты хочешь быть образцом. Ты занимаешься культурным и спортивным развитием детей, у тебя нет времени на диван и сериалы. Ты будешь самым спортивным и самым бодрым. И когда все твои одноклассники лягут на диван или еще дальше, ты будешь самым живым, потому что ты кого-то любишь, у тебя есть перед кем-то ответственность. Ты не имеешь права стареть и болеть. Ты будешь здоровым и счастливым, потому что ты Творец.

Что для вас Университет?

Для меня Университет Практической Психологии — это мечта и сказка. Мне всегда хотелось, чтобы люди, приходящие сюда, становились умнее и светлее. Чтобы учеба была интересной, учебники — практичными. А приходя на лекции, люди никогда не скучали, чтобы мы знали, что каждый день учебы — это большой хороший шаг вперед. Я получаю огромную радость, когда делаю такой университет. Это зажигает людей, они хотят участвовать в такой мечте и в такой жизни. Такие люди делают Университет лучше, у них достойное окружение и возможность дружить всю жизнь.

Комментарии (2):

Валентина Петрикова, 27 апреля 2023 г. в 15:17
Господи, помилуй! Синтон-подход посягает на то, что уже есть: на психологию самоактуализации личности А. Маслоу и православное христианство в его сути: человек изначально изнутри радостен и счастлив от процесса со-Зи-дательной само-со-Зи-дательной деятельности своей души, и по ВНУТРЕННЕМУ ПОБУЖДЕНИЮ РАД ( а не "должен" по внешнему давлению) ДАВАТЬ другим, хотя бы внимание, от избытка сердечной радости, теплоты -ЭТО ВРОЖДЁННАЯ ЧЕЛОВЕКУ ПОТРЕБНОСТЬ-СПОСОБНОСТЬ. Способность, открывающая-себя только тогда, когда человек актуализирует в себе-особи соответствующую потребность быть самим собой, быть таким, каким создан первозданно Творцом вселенной. Для чего следует учиться управлять СВОИМ ВНИМАНИЕМ. О культурном развитии внимания как пути от естественного внимания к Высшей Нервной Деятельности можно почитать у Л.С. Выготского. Не на фундаменте ли знания, культуры внимания всего человечества стоим? Проблема человечества в том и заключается, что от него СОКРЫТА его ГЛАВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ и СПОСОБНОСТЬ - ЛЮБИТЬ (о чём Э.Фромм в своё время писал в трудах "Анатомия человеческой деструктивности", "Способность любить" и др.) Душа человека и есть его личность, дарованная, вдухновенная в лицо перстного человека Творцом непосредственно; личность с задатками Самого Творца, о чём рассказал и показал, НАПОМНИЛ человечеству Сын Божий и Человеческий Иисус Христос. Душа оживотворяет тело (что мне, человеку советской эпохи, известно отнюдь не от "попов", а из курса русского языка в третьем классе. А когда душа из тела вон - человек умирает, тело становится покойником - это всё само собой разумеющиеся понятия, которые к настоящему времени как-то мало-помалу испаряются из нашей культуры. Очевидно же, что под влиянием переворота 90-ых г.г., когда капиталистическая бездушная идея (бихевиоризм) практически стала уничтожать русский народ - смертность то как возросла! Продолжающийся демографический кризис отягощен тем, что дети, уже не одного поколения, не знают, что запрещённая в своё время цензурой лексика ДЕСТРУКТИВНА В ОСНОВЕ СВОЕЙ, и употребляют в обыденности, разрушая самих себя, травмируют свой генетический код.
1 ответ
Николай Иванович Козлов, 28 апреля 2023 г. в 03:05
Валентина, боюсь, что вы немного поторопились. Православный взгляд на природу человека, насколько я знакомился с этим вопросом, немного другой, посложнее. Посмотрите об этом статью "Позитивна ли природа человека". Я цитирую: Согласно взглядам христианской антропологии природа человеческого естества после грехопадения Адама находится в извращенном состоянии, а его «самость» есть не личностный потенциал, но преграда между человеком и Богом, а также и между людьми. Христианский идеал человека простого, смиренного и целомудренного бесконечно далек от гуманистического идеала успешно адаптирующейся в этом мире самореализующейся, самодостаточной личности, наслаждающейся актуальным моментом, верящей в «могущество человеческих возможностей». По православному учению, человеческая душа не только стремится к высшему, но и подвержена наклонности ко греху, которая лежит не на периферии духовной жизни, но поражает самую ее глубину, извращая все движения духа. Смотри М. Ю. Медведев. Православное учение о личности и его некоторые прикладные аспекты и В. X. Манёров САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИЙ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ