Отчуждение
Отчуждение - это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В другом понимании, отчуждение - это процесс, в котором люди становятся чуждыми миру, в котором живут.
История термина
- Тема отчуждения впервые появляется в эпоху барокко и рассматривается сторонниками теории «общественного договора» (Жан-Жак Руссо, Джон Локк, Т. Гоббс, К. А. Гельвеций). Они характеризовали современное им общество как общество отчуждения - делегирования полномочий. Социальные институты в таком обществе (мораль, религия, искусство, также обычаи, привычки — всё, что несет в себе подчинение общим интересам) являются посредниками между людьми и в силу того, что они есть воплощение воли частных лиц, становятся чуждыми человеку, заставляя его подчиняться частным интересам и развивать свою личность в рамках установленных законов. Эта сила, ставшая над человеком, забирает у него «подлинность», ничего не дав взамен, и он превращается в частичного человека («дробную единицу»).
- В таком значении «отчуждение» применялось и М. Гессом. Помимо вышеописанных социальных институтов, господствующих над человеком, он отмечает еще явление денежного фетишизма в обществе: «Деньги - это продукт взаимно отчуждённых людей, отрешённый вовне человек» (М. Гесс «О сущности денег»).
- Для Гегеля отчуждение - это реализация и овнешнение Абсолютного Духа.
Марксистская теория отчуждения
Для Маркса отчуждение - это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Осмысливается в ранних работах таких как «Экономико-философских рукописях» 1844 года. К. Маркс рассматривал работника в капиталистическом обществе. Вследствие развития машинного производства и соответствующего уровня разделения труда, - превращения работника в «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток» - а также превращения рабочей силы в товар (продажа данного товара за заработную плату) первому, чтобы существовать, необходимо было работать на капиталиста, имеющего в собственности средства производства. Произведенный работником продукт «уходил» к капиталисту (не-работнику), и вследствие этого представлял собой как бы чуждый, отделённый от работника предмет. Отчуждение рассматривалось и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника к самому себе, и к другим людям.
Ссылки
- Льюис Мамфорд «Механический ритм жизни»
- Герберт Маркузе «Одномерный человек»
- Эрих Фромм «Человек одинок»
- Гарвей Сводос «Миф о счастливом рабочем»
- Игорь Кон «Личность и общество»
- Эрнест ван ден Хааг «И нет меры счастью и отчаянию нашему»