Наводим порядок вместе с детьми!
Автор: М.К. Смирнова, психолог
Разбросанные вещи, игрушки под ногами, на стуле свалены мятые рубашки вместе носками и зарядками для телефона… Это знакомая, но не очень радостная картина, и конечно любым родителям хочется, чтобы в комнате ребёнка был порядок. Как этого добиться? В этой статье — подсказки для родителей детей разных возрастов, вы просто выберите из списка то, что подойдёт именно вам.
Итак, если вы хотите помочь своему ребёнку поддерживать порядок в его комнате…
Организуйте удобные полочки, ящики, коробки для вещей, которые нужно убирать. Так, чтобы и вам, и ребёнку было понятно, что карандаши нужно ставить в стаканчик или в коробочку, а куклы будут жить в коробке, а машинки — стоять на полочке. Самое важное, чтобы у каждой вещи было своё определённое место и не нужно было каждый раз придумывать заново, что куда класть.
Вы можете использовать места для хранения игрушек как ограничители для их количества: сказать, что игрушек можно иметь ровно столько, сколько помещается, например, в коробку. А если вещей становится больше, то от чего-то придётся избавиться, чтобы впустить что-то новое.
Если ваш ребёнок уже подросток (а многим желательно сделать это ещё раньше), заведите в его комнате или рядом с его рабочим местом корзинку для мусора. Форма её может быть любой — от красивой специальной корзины до обычной коробки; важно, чтобы она была. Иначе вам, скорее всего, придётся лично выгребать конфетные фантики и огрызки яблок из детских тайников.
Приучайте ребёнка регулярно перебирать свои вещи, и избавляться от всего лишнего.
Сначала это могут быть сломанные игрушки, потом — исписанные тетрадки и пройденные материалы. Поделки и рисунки можно фотографировать или сканировать — и хранить в цифровом виде — и не нужно занимать место в шкафах. Я до сих пор любуюсь фотографией машинки, сделанной моей дочкой из солёного теста в двухлетнем возрасте. Она такая красивая, что без даты невозможно было бы поверить, что её слепила такая крошка. И, конечно, если бы не фотография, сохранить поделку было бы трудно, и, кроме того, она отняла бы место у чего-то нужного. Умение не захламлять своё жилье очень помогает поддерживать в нем порядок.
Когда вы начинаете перекладывать на ребёнка ответственность за поддержание порядка в его делах, объясняйте чётко и подробно. Не просто «убери, пожалуйста, на столе», а — «положи бумагу в верхний ящик стола, карандаши поставь в стаканчик, мусор — вот сюда, книги — на полку».
Во всех повторяющихся делах, — а уборка относится именно к ним, важна регулярность. Приучите и себя, и ребёнка, заниматься уборкой в определённое удобное время — или после определённых дел. Например, «каждый вечер в 8 часов», или «каждый вечер после ужина».
Если ребёнку трудно охватить все дела за раз, можно выделить в комнате зоны и, например, наводить порядок в шкафу по вторникам, на столе — по средам и пятницам, ухаживать за цветами — в понедельник-четверг-воскресенье и т.п.
Конечно, лучше заниматься уборкой вместе! Малышу важна не чистота, а мамина улыбка и радость. И совместная уборка может стать самой развивающей игрой. И даже если ваш ребёнок вполне большой и самостоятельный — когда у вас есть время, включайтесь в работу вместе с ним. Вместе — лучше и веселее!
Обратите внимание на интонацию, с которой вы напоминаете об уборке. Относитесь ли вы к ней, как к докучливой неприятности, которую хорошо бы взял на себя кто-то другой, или как к ещё одному интересному делу, после которого дома станет уютнее и будет легче дышаться? Уборка — это ведь приглашение радости в дом, чтобы можно было ребёнка обнять и сказать ему: «Смотри, твоя комната — улыбается!»
Вопрос: «А как приучить ребенка убирать игрушки?»
Ответ: «Оставить ребенку всего одну игрушку и поставить ему условие, что следующие игрушки (по одной) мы будем давать только тогда, когда ребенок научится справляться с имеющимся количеством. А именно: самостоятельно убирать без просьб и напоминаний в установленные тобой временные интервалы. Например, перед прогулкой, перед дневным сном и вечером, перед ночным сном».