Научный статус графологии в мире
Предлагаем Вашему вниманию информацию, содержащую данные о научных работах, диссертациях и исследованиях, список из более чем 200 авторитетных специализированных (не графологических) научных изданий и журналов с мировым именем в научной среде, официально опубликовавших эти работы, начиная с 1950 года.
Во многих странах графология принята академическим сообществом и государством, изучается в рамках высшего образования. Предлагаю вашему вниманию информацию о статусе научной графологии в мире, как он есть.
В 1986 году – создано Венгерское Общество Изучения Почерка, в 1991 – Институт Графологии в Будапеште под руководством Тамаша Агарди.
С 1994 года графология официально признана государством как профессия, требующая высшего образования. Для получения профессионального сертификата «Дипломированный графолог» необходимо сдать государственные экзамены. Курсы проводятся в Институте Графологии, Университете Национальной Обороны и нескольких аккредитованных колледжах, в которых обучают HR-менеджменту.
Графология – общепризнанный инструмент найма на работу в Венгрии. Графологи занимаются либо частным предпринимательством, либо работают по найму в агентствах.
О научном статусе графологии в других европейских странах Вы сможете почитать на страницах Международного Графологического Коллоквиума.
Графология была научно доказана многими исследователями.
Альфред Бине, основатель теста интеллекта IQ, валидизировал способность графологии диагностировать интеллект.
Сначала группе испытуемых были предъявлены задачи теста Бине, и по результатам решения было сделано заключение об уровне их умственных способностей. Затем было дано еще одно задание. Испытуемым предлагалось сочинить и написать от руки любой текст, который затем анализировали графологи. Заключение по результатам графологической экспертизы практически совпало сданными психологического теста.
По прошествии многих лет, уже в наши дни, возникла идея объективно проверить этот впечатляющий результат. В качестве оценивающих на этот раз выступили вовсе не эксперты, а обычные люди, которых просили сделать заключение об уровне способностей автора того или иного текста. Однако на сей раз тексты, полученные в давнем опыте Бине, были предъявлены не в рукописном, а в отпечатанном варианте. К удивлению исследователей, оценки оказались довольно точными, почти совпадающими с баллами психологических тестов. А ведь «судьи» выносили свое заключение, исходя из единственно возможного критерия - содержания текста. По всей вероятности, и графологи, даже не отдавая себе в том отчета, учитывали этот критерий и опирались не столько на особенности написания букв, сколько на интеллектуальную значимость написанного. Таким образом была поколеблена вера в возможности чисто графологической экспертизы.
Амос Дрори, исследователь из Университета Бен-Гурион, Израиль, доказал, что графология способна прогнозировать успех в работе. Статью ученого Амоса Дрори можно найти в книге «Научные Аспекты Графологии».
Психолог Михаль Дорон (Израиль) в своей научной работе доказала валидность определения эмоционального интеллекта EQ посредством графологии в сравнении с другими психологическими тестами.
Ревиталь Кинен (магистр психологии, Израиль) в своей научной работе доказала на почерках подростков и их родителей валидность графологических синдромов таких качеств как самоконтроль, видение перспективы и других.
В Хайфском университете Израиля установили, как можно использовать почерк в качестве более точной, чем полиграф, проверки лжи.
Исследование проводилось при помощи системы ComPET (состоящей из компьютерного планшета, беспроводного электронного пера с датчиком силы нажима и программы для анализа введенного текста). Участникам эксперимента предложили написать два абзаца: один правдивый, а другой выдуманный.
Как показывает графоанализ, почерк человека меняется, когда он лжет. Эти изменения обуславливаются более сильным вмешательством сознательных механизмов, механизмов торможения психики, контролирующих действия, снижением спонтанности и внутренней свободы.
Профессором медицины и графологии Гамбургского Университета в Германии, Рудольфом Пофалем были проведены аппаратные исследования почерка – нажима и штриха и выведены пять степеней жесткости штриха и три вида его качества, а также корреляции с личностными особенностями пишущих.
Ученый, психолог, а также графолог венгерского происхождения в Америке, Клара Роман, изобрела механизм для аппаратных исследований почерка – графодин, приспособление, похожее на ручку, измеряющее давление на бумагу. Она также проводила аппаратные исследования и доказала корреляцию между особенностями личности и особенностями почерка.
С точки зрения психологической науки нельзя не упомянуть имена классиков, занимавшихся графологией: Зигмунда Фрейда, Карла Гюстава Юнга, Альфреда Адлера, Ганса Айзенка, упомянутого выше Альфреда Бине.
Фрейдом и Юнгом графология принималась, как путь проникновения в бессознательное человека, и потому вызывала их интерес.
Фрейд, говоря о почерке, отмечал, что подсознание в нем выражается лучше, чем в сновидениях. В частности, в своих письмах Людвигу Бинсвангеру (основатель экзистенциально-аналитического подхода в психологии), в 1910 г., он сам указывал на шизофренические тенденции в собственном почерке.
Фрейд лично приглашал Людвига Клагеса (которого многие считают одним из главных основателей немецкой графологической школы) и устраивал ему графологические лекции в психоаналитическом Обществе в Вене (в 1911).
Юнг – разбирался еще глубже в профессиональной литературе по теме графологии и был подписан на научный журнал графологии, который публиковал сам Содек. В своих письмах ученикам и коллегам Юнг объяснял различные изменения в почерке и советовал читать книги Крепье-Жамена.
Кроме того, графологией плотно занимался Ганс Айзенк, он участвовал в исследованиях, подтвердивших валидность анализа почерка и читал профессиональную графологическую литературу. Также графологией занимался Альфред Адлер, он однозначно признавал важность графологии и сам практиковал анализ почерка, также читал профессиональную графологическую литературу.
Также и отношение ведущих российских криминалистов-почерковедов к графологии стало положительным. О графологии положительно отзывались такие авторитетные криминалисты почерковеды как: Л. А. Винберг, В. Ф.Орлова, Е. Р. Россинская. Сначала еще в СССР они критиковали графологию, однако затем уже писали, что в ней есть рациональное зерно, и затем - даже хотели создать собственную Российскую графологию. Но в 90-годы закончилось финансирование институтов, и люди разошлись по частным структурам.
Вот, например, что писал Винберг:
«…Интерес с научной точки зрения представляют работы современных графологов. Современная графология значительно усовершенствовала анализ почерка. В своих многочисленных экспериментах графологи пользуются данными других наук. Графология в настоящее время тесно связана с медициной, в частности с диагностикой. В 1935 г. эксперт-почерковед Альфред Кафнер, работающий в министерстве юстиции Австрии, после ряда наблюдений пришел к выводу, что между раковым заболеванием и почерком есть прямая связь… …В 30-х годах венгерские графологи изучили почерки более 2000 детей с ненормальной психикой в возрасте от 10 до 18 лет. В процессе анализа рукописей были установлены закономерности в отклонении почерка в зависимости от состояния психики. Исследователи предложили лечить детей (изменять психику ребенка) посредством определенных изменений почерка (так называемая графотерапия). Они считали, что почерк может возбудить нервы человека или успокоить их.
По подсчетам американских графологов более 500 фирм США используют анализ почерка для определения профессиональных свойств человека, вновь принятого на работу или продвигаемого по службе. Европейские фирмы начали использовать графологию с начала XX века. В ФРГ, Дании, Франции фирмы используют графологию для определения профессиональной пригодности. В настоящее время графологию преподают в ФРГ, в университетах Гамбурга, Мюнхена и др. Новейшие курсы читаются в Сорбонне (Франция), в университетах Берна, Цюриха (Швейцария) и ряде других стран Европы. В США курс графологии читается в Нью-йорском университете, в Социальной школе исследований. В некоторых университетах графологию изучают после завершения курса психологии; в других — ее читают как часть медицинского курса.
Работы современных графологов представляют определенный научный интерес для советских ученых-почерковедов, занимающихся решением задач неидентификационного характера…»
Почерковедческая Экспертиза, МВД СССР, 174 стр. Стр. 22.
Графологический анализ – сложный, динамичный, постоянно совершенствующийся процесс, следующий установленным наукой закономерностям.