О чем говорит наклон почерка?

01 октября 2022 г. в 21:38

Автор: Инесса Гольдберг, графолог, судебный эксперт-графолог, руководитель Института Графоанализа Инессы Гольдберг, действительный член Научного Графологического Общества Израиля

Сегодня поделюсь с вами некоторыми профессиональными соображениями об одном из наиболее заметных и очевидных даже неопытному глазу, графологических признаков, который именно поэтому заслужил особое внимание и популярность,– о наклоне в почерке.

Чтобы не получилось поверхностного ответа в стиле "признакологии", которые чаще всего мы встречаем в Интернете и популярных источниках, с помощью данной статьи я хотела бы дать, если не исчерпывающее (нюансов всегда намного больше), то гораздо более верное представление об этом явлении.

Выражение «По наклонной» использовано мной не для красного словца, оно несет и более глубокий смысл, связанный с понятием наклона в почерке – и вы скоро в этом убедитесь, вникнув в использующиеся мной для объяснения, аналогии.

Итак, наклон в почерке. Чаще всего меня спрашивают о левом или правом, но обратим внимание – существует также и прямой наклон (почерк без наклона). У этих трех основных видов наклона бывают еще вариации, и мы учитываем хотя бы по три-четыре подвида у правого и левого наклона (легкий, средний, сильный, стелющийся) и возможные колебания "почти прямого" наклона.

Следует сказать, что любой признак в почерке, включая и наклон, не может интерпретироваться в отдельности от общей картины и сочетания с остальными "графическими обстоятельствами" конкретного почерка. Учитывая же это, можно получить очень много информации.

В целом, наклон "показывает" одну из основных тенденций в устройстве личности человека, его направленность, его природу и каким образом он ее проявляет. Взгляните внимательно на иллюстрацию выше, а теперь самое важное:

Психомоторно, правый наклон (мы говорим про обычного правшу, левше "прощаются" несколько градусов наклона влево, после чего к нему полностью применимы все остальные правила анализа почерка) является наиболее естественным и наименее энергозатратным. Это обеспечивает оптимальный канал как для высвобождения экспрессии, так и для наиболее эффективного достижения результата. Таким образом, обобщенно можно сказать, что правый наклон обеспечивает возможность наиболее продуктивной траты сил относительно развиваемой динамичности - по аналогии с "бегом с горы".

Однако я хочу подчеркнуть многофакторность признака - то, от чего будет зависеть интерпретация наклона. "Бег с горы" удобнее, легче и оптимальнее с точки зрения траты сил, но правый наклон - лишь "спуск", "гора", «благоприятное условие», и все известные нам "позитивные", здоровые и благополучные характеристики правого наклона будут верны и достоверны только при условии, что человек умеет относительно правильно "бегать" и применять усилия. Правого наклона мало, чтобы заключить о лучших качествах.

Если обладатель правого наклона использует его преимущества, чтобы "катиться кубарем", рваться вперед, не думая о последствиях, либо наоборот, использует этот "спуск" для пассивного, неподвижного скатывания по инерции - это другое.

"Беглость" почерка - происходит от "бег", т.е. от здоровой динамичности, а не от "одержимого мчания кувырком" или от "пассивного сползания вниз по инерции".

Фрагменты из почерка - из почерков, присланных на публичный форум

Фрагменты из почерка - из почерков, присланных на публичный форум

В случае (1) здоровой беглости, к которой располагает правый наклон, мы будем говорить о комплексе качеств, выражающих спонтанность личности, естественное проявление себя, живость, искренность проявления своих чувств, расположенность к людям, активную жизненную позицию и т.д. (значений много, некоторые из них можно найти в моих книгах).

В случае, когда правый наклон (2) провоцирует, точнее, сопровождает бурные, импульсивные, инстинктивные порывы - значения будут соответствующие - на первый план выйдут нетерпение, нетерпеливость, непостоянство, презрение норм и обязательств, влечения, несдержанность, человек крайностей и т.д.

В случае же правонаклонности (3) вялой, когда она служит лишь "путем наименьшего сопротивления" для инертного движения, будут иметь место совсем другие значения. Например, безволие, бесхарактерность, компромиссность, отсутствие углубленности, основательности, собственного мнения, а также глубины чувств, вовлеченности. Значений - многие десятки, все будет зависеть от дополнительных параметров в почерке.

В целом, правый наклон, повторим, - это наша "природа", проявление чувств, инстинктов или вялости, и он связан с динамическими параметрами почерка, с движением.
Прямой наклон - психомоторно располагает к сдержанности и большему сознательному контролю, опосредованности, расчету или отслеживанию своего поведения, рассудочности. Прямой наклон ближе связан (сочетается) со структурными, либо дисциплинирующими параметрами в почерке - организацией и т.д. Если это становится не просто рассудочностью и взвешенностью, а защитой (просто расчет, рационализация, искусственность), то структура в почерке не будет естественной, она будет искусственной, также может выйти на первый план форма в почерке.

Если правый наклон – «спуск», то прямой можно сравнить с прямой поверхностью. Она не сильно затрудняет движение, но и не облегчает или ускоряет его. Каждый шаг производится "сознательно" и требует некоего усилия, «принятия решения». Человек более ведом внутренней логикой, целе-сообразностью или другими соображениями, нежели спонтанным проявлением своей природы. А дальше - опять смотрим, как прямой наклон проявляется у разных людей. Стабилен ли он, статичен, или - живой, вариативный, очень ли колеблющийся, или же навязчиво - обсессивный и т.д.

Аналогично анализ происходит и с левым наклоном, с той разницей, что мы можем условно представить себе его в качестве «сопротивления», «восхождения в гору». Многие привыкли читать в популярных статьях, что левый наклон - это "голос разума" или "голова". Традиционно, но совершенно необоснованно подразумевается, что правый наклон - "сердце", значит, левый - "рассудок", ну а прямой наклон, разумеется, "золотая середина". Это красиво и симметрично звучит, но исследования психомоторики говорят совсем другое, и «безупречная гармония математики» - далека от жизни.

Левый наклон - это оппозиция, позиционирование себя "супротив" окружению. Психомоторно, это наиболее неудобное движение при письме. Однако, если человек предпочитает именно его - значит, есть причины. Значит, состояние оппозиции, порой аутсайдерства или противостояния - ему важнее, чем удобства.

Файлы:
  • Автор: Инесса Гольдберг
  • Графология

Комментарии (16):

Гость, 03 июля 2019 г. в 06:12

Мне крайне не удобно писать в право. Я пишу с левым наклоном, так как мне так приятнее и удобнее. Никакой оппозиции.

2 ответа
Гость, 06 сентября 2019 г. в 14:14

Возможно, Вы не замечаете своей оппозиционности? Для Вас, возможно, обычное состояние - борьба? Это просто предположение.

1 ответ
Гость, 08 марта 2021 г. в 18:48

А ведь правда...

Гость, 15 сентября 2022 г. в 16:17

Да, я согласен мне удобнее писать с лёгким наклоном влево.

Гость, 15 июля 2019 г. в 09:18

Аналогично!!!!

Гость, 31 июля 2019 г. в 18:56

А у меня появляется наклон влево, когда очень устаю или очень много нужно написать. Действительно кажется, что так легче писать, меньше напряжения на руку идет...

1 ответ
Гость, 22 августа 2019 г. в 10:58

Согласен полностью!

Гость, 06 сентября 2019 г. в 14:12

Когда я пишу медленно, то наклон в право удобен для меня. Но когда пишу много и быстро, то больше прямой. И почерк становится более неровным, даже "рваный" какой-то.

Гость, 16 марта 2020 г. в 00:47

Я пишу по разному. Когда спешу  - вправо наклон, когда хочу красиво - печатными.А недавно увидела у девочки левый наклон, и мне понравилось, теперь пишу в лево.

1 ответ
Гость, 25 апреля 2020 г. в 12:45

Мне вообще удобно во все стороны писать. Я меняю почерк, когда захочу.

Гость, 25 мая 2020 г. в 22:42

Доброе время суток. Был отличный почерк ровный наклон в правую сторону. Переехали в другую местность. И тут у меня что-то изменилось, и теперь я даже не помню, как писала ранее в правую сторону.

Гость, 23 октября 2020 г. в 01:33

Интересная закономерность - в обычном режиме пишу с правым уклоном, но когда дело доходит до кляузы или анонимки, наклон меняется и, ведь, всё равно пишется с удовольствием!

1 ответ
Гость, 14 января 2021 г. в 11:47

Да, возможно есть такое - скрытое желание запутать человека. Дабы не дать ему больше шансов на определение вас по письму.

Гость, 14 января 2021 г. в 11:45

Письмо с использованием "левого наклона", как по мне, выглядит - чисто, эстетично. И речь, написанная под таким наклоном, хочет будто бы что-то рассказать/ или то, что называем "Написаным с душой" . Сам я могу ответить, что писать мне вовсе некомфортно. Вот если бы читать, то наверное использовал бы в этих целях сразу три вида. Да, так, как если бы вам казалось, что у каждого вида текста был свой предпосыл. И очередной раз, замечая "прямым" текстом написанное сообщение, оно должно хранить в себе нейтралитет. Под левым - .... . И под правым - ... .

1 ответ
Гость, 16 мая 2021 г. в 16:04

Удивительно, но проанализировав ситуацию, мне кажется, что это всё относится к психосоматике. Сужу по себе: был правый наклон, но постепенно уходит влево. Страрею?

Ананихм, 13 сентября 2023 г. в 00:41
Левша. Всё время писал со стандартным наклоном вправо. А тут недавно просто попробовал "наклонять" буквы влево. Оказалось, что так ощутимо удобнее писать буквы левой рукой, почему-то... И почерк даже поинтереснее получается. Так что, может быть ещё связано с леворукостью, а не с характером

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Анализ почерка как инструмент психодиагностики
Анализ почерка скрывает в себе многие возможности и важную информацию. Чтобы понять причины информативности почерка, попробуем простыми словами объяснить то, что открыли давно и особенно интенсивно исследовали в прошлом веке, ученые в данной области. 
31 дек. 1999 г.
Графология
Графология изучает, как особенности личности проявляются в особенностях его почерка. 
01 окт. 2022 г.
Графология: наука или искусство?
Пожалуй, если постараться дать наиболее точное определение графологическому анализу, правильнее всего было бы сказать, что он заключает в себе элементы как науки, так и искусства. Графология системна, основана на исследованиях эмпирически наблюдаемых закономерностей, а также на специальных экспериментах. Теоретической базой графологического метода являются многочисленные научные труды и исследования. С точки зрения используемого понятийного аппарата, графология предполагает знание ряда психологических дисциплин – от теории личности до психопатологии. Более того, она отлично коррелирует с основными учениями классической психологии, частично опираясь на них.