Графология
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Графология изучает, как особенности личности проявляются в особенностях его почерка.
В качестве науки или с претензией называться наукой графология появилась в середине 19 века.
В середине XIX века французским аббатом Мишоном была разработана специальная наука — графология, призванная выявить связь между почерком и личностью. На эту тему было написано немало книг, выходили специальные графологические журналы, было основано графологическое общество. Благодаря стараниям последователей аббата Мишона графологические идеи распространились далеко за пределами Франции. Проблема почерка занимала таких видных психологов, как Чезаре Ломброзо (Италия), Вильгельм Прейер (Германия) и др. В нашей стране наиболее известна работа Д.М. Зуева-Инсарова «Почерк и личность», увидевшая свет в 1929 г. Она была неоднократно переиздана уже в наши дни, что свидетельствует о неослабевающем интересе к этой давней проблеме.
На чем основываются взгляды графологов? Известный специалист в этой области профессор Г. Шнейдемиль, говоря о научных основах графологии, указывает, что, поскольку процессы высшей нервной деятельности человека проявляются внешне, то это происходит путем известных волевых актов, концентрирующихся через движения:
«Психические процессы мы не можем наблюдать непосредственно и познаем их только через органические движения. Если же выражения желания надлежит рассматривать как результат рефлекторного последствия постоянно разыгрывающихся процессов мышления или чувствований, то и через них возможно судить о характерных особенностях человека. Следовательно, движения при ходьбе, выражение лица при разговоре и, наконец, также и упражнения в письме могут быть использованы для изучения внутренних процессов организма».
Считается, что мелкий убористый почерк с небольшим расстоянием между буквами выдает человека экономного, даже скупого, не склонного в самом широком смысле к размаху и расточительности. Крупный и размашистый почерк, наоборот, свидетельствует о широте натуры, склонности к размаху (в самом широком смысле), некоторой демонстративности поведения. Стремление занять на бумаге как можно больше места прямо трактуется как аналогичная тенденция во всем поведении человека. Особое внимание обращается на крупные заглавные буквы как наиболее явный показатель стремления к самоутверждению. Подобным образом оцениваются разнообразные особенности почерка — наклон, нажим, высота и ширина букв, конфигурация слов, форма соединений и т. д. См.→
Как относится академическая наука к графологии? Как к туманной области знаний, где разумное начало практически задавлено самодеятельностью дилетантов. Альфред Бине в свое время предпринял попытку сопоставить результаты собственного теста с данными графологов, по его данным — такое совпадение было установлено. Вскоре, однако, была показана несостоятельность этого исследования↑. Ни один специалист не способен с уверенностью определить пол или возраст пишущего. Такие характеристики интеллекта, как коэффициент умственного развития, по почерку определить трудно.
С другой стороны, графология используется в криминологической экспертизе: поскольку для каждого человека характерно индивидуальное своеобразие начертания букв и слов, специалисты могут установить, написан ли некоторый неавторизованный текст именно тем человеком, чей образец почерка им известен. Почерк бодрого человека отличается от почерка усталого, почерк аккуратного человека — от почерка неаккуратного. Без большого труда опытный человек по одной подписи (автографу) человека может много сказать об уверенности человека, его самооценке, развитости лидерских качеств, наличии волевых качеств и многих других интересных черт личности.
Если интерес к графологии подтолкнет людей хотя бы к тому, чтобы самим писать более разборчиво и красиво, можно считать, что эта область знаний достойна уважения.