Мировоззренческая база и миссия Университета
Университет практической психологии, чтобы реализовать свои высокие цели, должен обеспечить не только высокие технологии учебного процесса, но и иметь ясные мировоззренческие ориентиры. Эти ориентиры для нас определяются синтон-подходом, развиваемым основным составом его преподавателей, и мы понимаем свою мировоззренческую базу и миссию следующим образом.
Практика должна быть научной
Легко выстраивать любые теории о человеке и законах его жизни, если не определять понятия, которыми пользуешься, логическую связность заменять привлекательностью рассказа, а доказательность заменять иллюстрациями, напоминающими, что что-то похожее в жизни иногда случается. В живом общении этого бывает достаточно, но практическая психология должна быть не только искусством магии речи, но еще и наукой. Университет практической психологии должен основываться на научном подходе и научный подход в практической психологии формировать.
Конечно, это очень серьезные требования. В жизни чувства могут быть хороши, но в науке мы полагаемся на разум, логику и факты. В научном мировоззрении любые построения имеют строгую и связную конструкцию, выстроены из четких понятийных кирпичиков, каждый кирпичик должен основываться на другом кирпичике и любая деталь теоретических конструкций должна быть проверена на прочность. В науке нет места мистике, в основании научных теорий не может быть представлений о Высших Силах, произвольно вмешивающихся в земную жизнь.
Сегодня практическая психология наполнена мистикой, заклинаниями и эзотерикой: наукой о тайном знании. Эзотерики вам сообщат истины, открытые только им, а мистики уверены, что при хорошем контакте с Высшими Силами они заставят трамвай в нужный момент поехать в обратную сторону.
Университет практической психологии будет заботиться о том, чтобы специалисты-психологи несли в российскую культуру не средневековые заклинания и не веру в духов, а хорошо построенную, практично работающую науку.
Наука должна быть практичной
Нам нужна наука, но наука должна быть практичной. Грош цена научной теории, если с нею непонятно что делать, если она не имеет практического выхода. Сейчас, когда уже сложившаяся психологическая практика обгоняет теорию, академическая психология должна выйти из своего хрустального замка и начать осваивать, осмысливать те поля, которые уже плодоносят усилиями психологов-практиков. Учебники по психологии должны отражать не только то, что думают коллеги-ученые, но и то, что уже много лет успешно делают коллеги-практики. Новые учебники по психологии должны быть написаны живым, человеческим языком, как писали Уильям Джеймс и Зигмунд Фрейд, Абрахам Маслоу и Виктор Франкл.
В психологии должна появиться душа, в центре внимания психологов могут и должны быть такие темы, как миссия и смысл жизни, вера и надежда, радость, ответственность, совесть. Это – жизнь. Если практическая психология не будет заниматься этими темами, она вне жизни.
Сочетание мужского и женского подхода в практической психологии
Девочек воспитывают как женщин, мальчиков – как мужчин. Мужское и женское – это не пол, это – гендер. Если мир создал и мужчину, и женщину, то необходимо уважать и тот, и другой мир. К сожалению, современная академическая наука выстроена почти исключительно по мужской модели, а современная практическая психология - почти исключительно по модели женской.
Женские разговоры о чувствах мужчины не любят и не очень понимают. Если мы хотим, чтобы мужчины понимали психологов, надо научиться говорить не только на языке женщин, но и на языке мужчин, на языке действий, на языке поведения.
Женский подход - это мягкость и гибкость, мужской - прямота и сила. И неверно, что прямота и сила порождают только протесты и психотравмы, в умелых руках они создают дисциплину и уважение к разумным требованиям.
Женщины любят разговаривать и разбираться в себе. Мужчины ценят действие и преобразование внешнего мира. Разобраться в себе необходимо, но самая действенная психотерапия - терапия реальностью, когда люди перестают в себе копаться, себя жалеть и начинают заниматься делом.
Любовь - это не только понимание, чувствование, теплота и безусловное принятие по женской модели. Мы обязаны помнить, что любовь на взрослом мужском языке это еще и требовательность, конкретные сценарии, договоренности и дисциплина. Если мы не научимся это сочетать, мужчины и женщины перестанут понимать друг друга.
Добро не только в помощи слабым и лечении заболевших, но и в уважении к сильным и здоровым, в создании им настоящих перспектив для роста и развития.
Мы ценим разум, ибо все лучшее в мире создано думающими людьми. Если же у кого-то голова мешает ему жить, то выход не в том, чтобы отключать голову и жить чувствами, а в том, чтобы голова начала работать как следует и оказалась там, где ей и следует быть, над всеми остальными органами. Чувства делают тело живым, ум направляет чувства, а человек должен управлять своим умом, понимать свои чувства и дружить со своим телом. Только в этом случае человек становится личностью, то есть ответственным субъектом волеизъявления.
Психотерапия должна быть уравновешена психологией развития
Практическая психология росла из психотерапии, из практики помощи проблемным людям, не справляющимся с вызовами жизни. Работа со страхами, обидами, душевной болью, потерей себя, психотерапевтическая помощь по факту, сегодня, является основным содержанием работы практического психолога. Основной корпус психологических тестов надежно меряет личностные слабости и человеческую патологию, беспомощно останавливаясь перед личностью не просто здоровой, но развитой и выстроенной.
Практическая психология сегодня - это не только в первую очередь психотерапия, а психотерапия почти всегда с женским лицом. 80% контингента обращений к психологам - это женщины. Учиться на психологов идут также в первую очередь - женщины, и именно женский подход сегодня является преобладающим в сложившейся психологической практике. И если для мужского подхода характерна определенность и решительность, то для женского - размытость позиции и осторожность.
С человеком надо поговорить, человеку надо помочь, человека нужно понять, человека надо согреть... Для женского подхода в психотерапии характерна убежденность, что попытки вмешаться, воздействовать только усугубляют проблемы, и вместо того, чтобы бороться, лучшее происшедшее принять. Общая позиция "Я маленький, мир большой".
Мы верим в то, что люди - не беспомощны. что люди могут ставить цели и их успешно достигать, преодолевая трудности. Мужской подход менее разговорный, он более выражен в поведенческом, когнитивно-бихевиоральном подходе: ошибочное поведение есть следствие неправильного научения. Надо не только согревать и лечить, но в равной степени - учить.
Когда в здоровых людях видят больных, здоровые люди рано или поздно становятся больными. Углубляясь в проблемы и разговаривая на языке проблем, мы проблемы только множим. Здоровые люди живут не проблемами, а целями и задачами. Развитие личности - это не только работа с душевной болью и обидами, не лечение души, это постановка целей развития, выработка умений, отработка навыков, упражнения и тренинги. Развитие личности - это в первую очередь учеба.
Общественная ориентированность
Социум - не враждебная для личности среда, а естественный и главный инструмент развития личности. Общество - это не абстрактная категория из скучных учебников, это мы с вами, это наши друзья, это наши дети и наши родители. Общественные интересы - не фикция, принуждающая личность к чужой для нее заботе, а главная личная ценность развитой личности. Общество потребления - реальность, но психологам не к лицу воспитывать только потребителей. Практический психолог - не только психолог, но и педагог, напоминающий людям о том, что каждый из нас должен быть полезен для других людей, производящий терапию смыслом творческой, общественно значимой деятельности.
Сотрудничество
Сотруднического подхода в современной практической психологии явно недостает. Уважаемые коллеги-психологи каждый работает сам по себе, разные подходы в НЛП не дружат друг с другом, НЛП и психоанализ фыркают друг на друга, гуманистическая психология бранится с бихевиоральным подходом... Нам кажется это и странным, и недопустимым. Психологи - одни из лучших представителей высокой российской культуры, и чтобы культуру хранить и развивать, необходимо искать пути понимания и сотрудничества. Если психологи не могут понять друг друга и договориться между собой о сотрудничестве, чему они могут всерьез учить других людей?
Большие задачи можно успешно решить только вместе. Выстроить научные основы практической психологии, соединить усилия различных психологических школ и направлений - огромная задача, но только на этом пути мы создадим психологию, которая будет действительно работать на возрождение России.