Критика должна быть конструктивной
Книга Сергея Шипунова «Харизматичный оратор»
Глава 1. Секреты эффективного обучения
Что добавить в позитивной форме
Обычно в советах мы говорим о том, чего делать не надо: «Не смотри в потолок, не держи руки в карманах, не стой в такой позе, не раскачивайся, не...»
Такие советы работают плохо, так как часто непонятно, что же делать взамен.
Если не держать руки в карманах, то, может быть, их скрестить на груди или встать в позу футбольного защитника перед пробитием штрафного («позу медосмотра»)? Если не стоять в какой-то позе, то в какой стоять? Непонятно!
Бывает, что критика идет в форме простой констатации факта: «Ты говорил тихо, у тебя не было жестов, твоя энергетика была на уровне 15 баллов...»
И что? То, что я говорил тихо, — это хорошо или плохо? Мало жестов — это мне в плюс или в минус? Энергетику нужно поднимать или опускать? Непонятно, что делать взамен!
Был у нас как-то эпизод на семинаре. Девушка дает обратную связь оратору: «Тебя совершенно не было слышно». Мы как тренеры просим ее переформулировать позитивно: «Что нужно сделать оратору, чтобы все было хорошо?» И, конечно, ожидаем, что сейчас она скажет: «Говорить громче».
...Каково же было наше удивление, когда она сказала: «Подойти ближе»!
Согласитесь, «подойти ближе» и «говорить громче» — разные вещи!
Лучше для советов использовать формулировку «Что улучшить или добавить». То есть вместо фразы «не хватало жестов (уверенности, громкости...)», говорить «добавить жестов (уверенности, громкости)». Такая формулировка, во-первых, приятнее на слух и не так сильно задевает самооценку. А во-вторых, с ней сложно поспорить, ибо даже хорошую вещь всегда можно сделать чуть-чуть лучше. Поэтому совет в такой форме воспринимается легче!
Остальные главы этой замечательной книги мы не выкладываем по просьбе автора.
Приобретайте эту книгу интернет-магазине
Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Эффективное влияние»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>