Конкуренция и сотрудничество
Как правило, конкуренция исключает сотрудничество. Однако если люди цивилизованные, то они вполне могут сочетать одно и другое: умные конкуренты могут быть одновременно быть и друзьями, сотрудничать между собой. Мудрые люди действительно понимают, что конкуренты объективно полезны для их же собственного развития: они не дают расслабиться, стимулируют думать, плюс на их же находках хорошо учиться самому.
Что в целом перспективнее, конкуренция или сотрудничество - в общем виде сказать трудно. Конкуренция легче понимается, ее легче запустить, а сотрудничество более сложные и более хрупкие отношения. Сотрудничество трудно создать, но легко разрушить. Можно сказать, что сотрудничество - более дорогие, более эксклюзивные отношения, до которых людям и организациям нужно еще дорасти.
Школьное обучение: соперничество и сотрудничество
Традиционные методы обучения в школе являются по сути своей конкурентными, хотя в ситуации сотрудничества дети в школе начинают дружить и в целом лучше учиться. См.→
Конкуренция, сотрудничество и конфликты
Один из ведущих конфликтологов М. Дойч (M. Deutsch, 1985) делит межличностные отношения на кооперативные и конкурентные. В коопертивных отношениях (M. Deutsch, 1985, р. 82-86), человек воспринимает партнера в позитивном ключе, установки по отношению к партнеру доверительные и доброжелательные, человек открыт, испытывает ответственность за другого и за кооперативный процесс. В конкурентных ситуациях другой воспринимается негативно, по отношению к нему подозрительные и враждебные установки, закрытость, агрессивность, стремление получить односторонние преимущества для себя. Он противник, от него ожидаются аналогичные установки. Конкурентная ориентация может быть формальной и неформальной; условия могут быть равные и неравные; могут быть более важны отношения или решение задачи. Дойч указывает и на моральные проблемы. Говорится о взаимных обязательствах и правах, о личной и социальной перспективе (должны учитываться интересы других). Надо уважать и поддерживать социальные нормы, учитывать принцип справедливости во взаимодействии и в результатах. В кооперативном взаимодействии ценится равенство и взаимное уважение. В конкурентном узакониваются борьба за выигрыш, по правилам (дуэль) и без правил.
Дихотомическое деление Дойча на конкуренцию и кооперацию стало хрестоматийным. Вошло в учебники. В том числе и в самые известные (Г.М. Андреева, 2001, с. 106). В ходу оно и при обсуждении конфликтов современными зарубежными и отечественными авторами. С. Бордман и С. Горвиц (S. Boordman, S. Horowitz, 1994, р. 6) считают, что на развитие конфликта влияет ориентация на кооперативность или конкурентность. Г.Я. Буш (1985, с. 261-262.) противопоставляет бесстыдной конкуренции с грубой агрессивностью «агонистический принцип – соблюдение определенных норм и правил, честное соревнование, достойное ведение диалогического спора, предполагающего уважение к оппоненту, уважение человеческого достоинства оппонента. При конкурентном взаимодействии, пишут А. Силларс и Дж. Вейсберг (A. Sillars, J. Weisberg. 1987, р. 152), невозможно быть правдивым, быть кратким и одновременно полным, быть релевантным, быть ясным и прямым. Н.В. Гришина, ссылаясь на Дойча, говорит о таких тонкостях: кооперативные и конкурентные стратегии взаимодейстия участников конфликта могут переходить друг в друга; «попытки договориться… могут смениться «борьбой»…, неудачи силового «решения» вынуждают участников ситуации к переговорным вариантам разрешения конфликтов (2000, с. 218). Джеффери Рубин (J. Rubin, 1989), признавая дихотомию «кооперация-конкуренция», говорит о возможности и некоего сплава кооперации и индивидуализма, то есть попытки достигнуть своих целей при понимании того, что другой хочет того же.