Конкуренция и сотрудничество

01 октября 2022 г. в 21:34

Как правило, конкуренция исключает сотрудничество. Однако если люди цивилизованные, то они вполне могут сочетать одно и другое: умные конкуренты могут быть одновременно быть и друзьями, сотрудничать между собой. Мудрые люди действительно понимают, что конкуренты объективно полезны для их же собственного развития: они не дают расслабиться, стимулируют думать, плюс на их же находках хорошо учиться самому.

Что в целом перспективнее, конкуренция или сотрудничество - в общем виде сказать трудно. Конкуренция легче понимается, ее легче запустить, а сотрудничество более сложные и более хрупкие отношения. Сотрудничество трудно создать, но легко разрушить. Можно сказать, что сотрудничество - более дорогие, более эксклюзивные отношения, до которых людям и организациям нужно еще дорасти.

Школьное обучение: соперничество и сотрудничество

Традиционные методы обучения в школе являются по сути своей конкурентными, хотя в ситуации сотрудничества дети в школе начинают дружить и в целом лучше учиться. См.

Конкуренция, сотрудничество и конфликты

Один из ведущих конфликтологов М. Дойч (M. Deutsch, 1985) делит межличностные отношения на кооперативные и конкурентные. В коопертивных отношениях (M. Deutsch, 1985, р. 82-86), человек воспринимает партнера в позитивном ключе, установки по отношению к партнеру доверительные и доброжелательные, человек открыт, испытывает ответственность за другого и за кооперативный процесс. В конкурентных ситуациях другой воспринимается негативно, по отношению к нему подозрительные и враждебные установки, закрытость, агрессивность, стремление получить односторонние преимущества для себя. Он противник, от него ожидаются аналогичные установки. Конкурентная ориентация может быть формальной и неформальной; условия могут быть равные и неравные; могут быть более важны отношения или решение задачи. Дойч указывает и на моральные проблемы. Говорится о взаимных обязательствах и правах, о личной и социальной перспективе (должны учитываться интересы других). Надо уважать и поддерживать социальные нормы, учитывать принцип справедливости во взаимодействии и в результатах. В кооперативном взаимодействии ценится равенство и взаимное уважение. В конкурентном узакониваются борьба за выигрыш, по правилам (дуэль) и без правил.

Дихотомическое деление Дойча на конкуренцию и кооперацию стало хрестоматийным. Вошло в учебники. В том числе и в самые известные (Г.М. Андреева, 2001, с. 106). В ходу оно и при обсуждении конфликтов современными зарубежными и отечественными авторами. С. Бордман и С. Горвиц (S. Boordman, S. Horowitz, 1994, р. 6) считают, что на развитие конфликта влияет ориентация на кооперативность или конкурентность. Г.Я. Буш (1985, с. 261-262.) противопоставляет бесстыдной конкуренции с грубой агрессивностью «агонистический принцип – соблюдение определенных норм и правил, честное соревнование, достойное ведение диалогического спора, предполагающего уважение к оппоненту, уважение человеческого достоинства оппонента. При конкурентном взаимодействии, пишут А. Силларс и Дж. Вейсберг (A. Sillars, J. Weisberg. 1987, р. 152), невозможно быть правдивым, быть кратким и одновременно полным, быть релевантным, быть ясным и прямым. Н.В. Гришина, ссылаясь на Дойча, говорит о таких тонкостях: кооперативные и конкурентные стратегии взаимодейстия участников конфликта могут переходить друг в друга; «попытки договориться… могут смениться «борьбой»…, неудачи силового «решения» вынуждают участников ситуации к переговорным вариантам разрешения конфликтов (2000, с. 218). Джеффери Рубин (J. Rubin, 1989), признавая дихотомию «кооперация-конкуренция», говорит о возможности и некоего сплава кооперации и индивидуализма, то есть попытки достигнуть своих целей при понимании того, что другой хочет того же.

  • Сотрудничество
  • Конкуренция

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Конкуренция"
01 окт. 2022 г.
Конкуренция — соперничество нескольких субъектов в достижении схожей цели.
1Подробнее →
Картинка к "Школьное обучение: соперничество и сотрудничество"
01 окт. 2022 г.
Давайте рассмотрим обычное занятие в начальной школе. Вот учитель стоит перед классом, задает вопросы и ждет, пока кто-то из учеников не поднимет руку, показывая, что знает ответ. Чаще всего от шести до десяти первоклассников привстают с мест и тянут руки, привлекая внимание учителя: они хотят, чтобы их вызвали. Несколько других учеников сидят тихо, потупив взоры, как бы стараясь превратиться в невидимок. Когда учитель вызывает кого-нибудь, то на лицах остальных учеников, которые нетерпеливо тянули руки, появляется выражение разочарования, уныния и несчастья. Если ученик, которого спросили, отвечает правильно, то учитель улыбается, одобрительно кивает и переходит к следующему вопросу. Это большое поощрение для ответившего первоклассника; однако в то самое время, когда удачливый ученик дает правильный ответ и получает улыбку от учителя, в классе отчетливо слышатся вздохи детей, которые также хотели, чтобы их спросили. Можно понять их разочарование, поскольку они упустили возможность показать учителю, как они умны и быстро соображают.
Картинка к "Сотрудничество"
01 окт. 2022 г.
Сотрудничество — это совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду.