Компетенция

01 октября 2022 г. в 21:34

Компетенция (от лат.competo - добиваюсь, соответствую, подхожу) - короткое поведенческое описание того, что именно делают люди для качественного выполнения определенной работы. Например, компетенции «умение убеждать» или «навыки ведения переговоров» являются индикаторами эффективности в продажах.

Компетенция - поведенческий стандарт эффективного выполнения (той или иной) работы.

Компетенции могут описывать как индивидуально-личностные характеристики (например, компетенция "стрессоустойчивость", "склонность к командной работе", "креативность" и др.), так и навыки (например, компетенция "умение вести переговоры" или "составлять бизнес-план").

Описание компетенции может включать описание способностей, особенностей личности, навыки, знания и опыт, чего угодно про личность, но:

  • описание д.б. быть строго поведенческое - то, что можно непосредственно увидеть.
  • описание д.б. конкретное, на основе чего можно определенно оценить уровень компетенции
  • формулировки должны давать безусловно позитивную оценку практически вне зависимости от контекста (конкретных бизнес-задач или корпоративного стиля организации).

Смотри примеры компетенций, а также типовое описание компетенции "Принятие решений".

Близкие понятия

В течение многих лет термин "компетенции" использовался как всеобъемлющее название, относящееся ко всему, что связано с эффективностью управления. В английском языке термины «competence» и «competency» синонимы, что создает определенную путаницу в связи с непоследовательным их использованием. Возможно, одной из ключевых причин путаницы является неправильное употребление терминов "компетентность" и "компетенция".

Компетенции (в англ. языке competency) относятся к индивидууму и проявляются в контексте различных типов поведения (то есть термин относится к поведенческим областям).

Компетентность (в англ. языке competence) относится к работе как таковой и коррелируется со сложностью самого задания и результатами работы. (то есть относится к функциональным областям). Быть компетентным означает уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Модель компетенций — система требований к работнику, основанная на полном определении работы или работ в терминах поведения.

Профиль должности — это описание компетенций, опыта, а также анкетных данных, необходимых для выполнения данной работы в данной организации.

Виды компетенций

  • Бытовые
  • Профессиональные
  • Гражданские

Учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

Информационная компетенция — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

Коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.

И мн. др.

Файлы:
  • Менеджмент

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Формирование компетенций в учебном процессе
01 окт. 2022 г.
Компетенция "Принятие решений"
01 окт. 2022 г.
Компетентность
Компетентность (от англ. competence) - cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
01 окт. 2022 г.
Квалифицированность
Квалифицированность - профессиональная зрелость работников, их подготовленность к качественному выполнению конкретных видов работ, определяемые наличием знаний, умений, профессиональных навыков, опыта.
01 окт. 2022 г.
Примеры компетенций
Пример определений компетенций из JAQ (Dr V. Dulewicz (1998).
01 окт. 2022 г.
Управленческая компетенция
Управленческая компете́нция - под этим словосочетанием понимают личное или деловое качество, навык, модель поведения, владение которым помогает успешно решать определенную управленческую задачу и добиваться высоких результатов. Отсутствие той или иной управленческой компетенции у человека снижает его компетентность в управленческой сфере. Чем большее количество управленческих компетенций есть в арсенале руководителя, тем более компетентным управленцем он является.