Карты памяти
Карты памяти — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.
Карта памяти реализуется в виде диаграммы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, радиально отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиального мышления», то есть ассоциативного мышления, опорной точкой которого является центральный образ. Подобный способ записи позволяет карте памяти неограниченно расти и дополняться. Карты памяти используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.
В русских переводах термин может звучать по-разному — «карты ума», «карты разума», «карты памяти», «интеллект-карты», «ментальные карты», «майнд-мэпы».
В некоторых европейских странах карты памяти используются при обучении детей в начальных классах школы.
Методика разработана психологом Тони Бьюзеном.
Области применения
- обучение
- конспектирование лекций
- подготовка материала по определенной теме
- решение творческих задач
- мозговой штурм
- презентации
- планирование и разработка проектов разной сложности
- составление списков дел
- общение
- проведение тренингов
- развитие интеллектуальных способностей
- решение личных проблем
Правила построения карт
- Чем больше лист — тем лучше. Минимум — A4. Расположить горизонтально.
- В центре располагается образ всей проблемы/задачи/области знания.
- От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы карты
- Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви
- Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие
- Использовать желательно печатные буквы
- Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки
- Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании карт
Описание вариации метода карт памяти — метода омега-мэппинга
В левом краю по центру листа рисуем кружочек (квадратик, ромбик — по вкусу) и вписываем туда своё имя и то, что мы имеем здесь и сейчас. На противоположном конце делаем то же самое и вписываем то, что хотим получить.
Далее. От исходной точки рисуем веером стрелочки, обозначающие образы действий в данной ситуации — их может быть сколько угодно. Причём желательно поднапрячься и указать все возможные. После чего у концов стрелочек опять рисуем кружочки (квадратики, ромбики), и вписываем в них то, что получится в результате применения того или иного образа действия.
От полученных следствий опять рисуем возможные варианты образа действий и опять получаем следствия, помещённые в очередные кружочки (квадратики, ромбики).
В конечном итоге как минимум одна такая цепочка действий и следствий должна привести к желаемому результату.
В итоге получается схема, на которой легко вычисляется оптимальная линия поведения для достижения цели. Появляются также и промежуточные цели, на которые можно ориентироваться в процессе работы. Также становится очевидной наихудшая манера поведения, которая не только не даст желаемого результата, но и отберёт кучу сил и времени. Выделяем на бумаге то, что нам подходит, и концентрируемся на этих моментах, не забывая при этом выкинуть ту линию поведения, которая нам не нужна.