Как отвечать на детские вопросы?
Автор: проф. Н.И. Козлов и Мария Подшивалова
Выпускница Университета практической психологии
Отвечать на детские вопросы нужно с удовольствием — и это главное! Не обязательно на них отвечать умно: скорее всего, интеллектуальную глубину ответов ваш ребенок не вполне оценит, а если вы ответите понятно и так, что ребенку станет весело — вы ответили прекрасно.
Правда, не бойтесь своих примитивных ответов. Ребенку 4 года, он пришел к маме с вопросом, где живет Жар-птица. Малыш долго выслушивал пространный мамин рассказ о Тридевятом царстве и тридесятом государстве, а потом перебил с досадой: «Да нет же! Она живет в гнезде!» И если ребенок вас спрашивает, «А какой это поезд?», не очевидно, что вам нужно отвечать «Пассажирский» и объяснять, что это такое. Возможно, самый лучший ответ будет: «Посмотри, это поезд — синий!»
Детям хочется общаться, а не слышать обязательно что-то умное, поэтому и вы отвечайте детям на их языке, без зауми. Помните старый анекдот? Идут папа и пятилетний сын, сын жует яблоко:
— Папа, а почему яблоко темнеет? — Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний, и, что особенно важно, — железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид трехвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет.
Наступает длительная пауза. — Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?
Конечно, очень хочется, чтобы разговор был не просто обмен пустыми словами, но для этого лучше перехватывать инициативу и не ждать вопросов ребенка, а спрашивать самим: про то, что интересно вам и будет развивающим для ребенка. Управляйте его вниманием. Спрашивайте не про «Что ты сегодня кушал?», а «Что интересного узнал, увидел?», и это уже будет ваш вклад в развитие ребенка. Чтобы научиться смотреть на мир глазами ребенка, не ждите вопросов, а сами чаще расспрашивайте, как он что понимает.
Откуда берется снег зимой? Куда исчезают лужи после дождя? Почему большие яблоки плавают, а маленькая смородина тонет — посмотри!
В помощь: купите детские энциклопедии с картинками и не отвечайте на вопросы, с которыми он справится сам. Чаще спрашивайте «А ты сам как думаешь?» и подводите к ответу. Малыш начнет выдвигать свои версии, возможно весьма фантастические. А, может быть, и очень верные. И наша задача теперь следить за его рассуждениями, и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро. Имеет смысл сказать после этого: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал — и сам нашел ответ!» И не важно совсем, что к этому ответу подвели его мы. Важно то, что ребенок осознает свои возможности, поймет, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!
Если вопросы ребенка раздражают, отвечайте ему веселой глупостью: он возразит умностью и вы посмеетесь вместе. Возможно, малыш просто скучает, ему хочется общения. Вот он и ищет способы как-то нас «зацепить». Часто это выливается в цепочку, где каждый следующий вопрос цепляется за ответ. «Что ты делаешь?» «Мою посуду». «Зачем моешь посуду?» «Чтобы чистой была». «Зачем, чтобы чистой была?» «Чтобы есть из нее было приятно». «Зачем, чтобы есть было приятно?» Ну, и т.д. Знакомо? Вот здесь и можно в самом начале диалога вместо ответа спросить у малыша: «А ты как думаешь?» И дальше увести тему разговора немного в другое русло. Иногда имеет смысл ответить на вопрос, на который ребенок заведомо знает ответ, с долей юмора. «Что ты делаешь?» «Танцую!» «Нет, мама, ты посуду моешь!» Вместе посмеялись, и никакого раздражения…