Как отвечать на детские вопросы?

01 января 2006 г. в 15:04

Автор: проф. Н.И. Козлов и Мария Подшивалова

Выпускница Университета практической психологии

Отвечать на детские вопросы нужно с удовольствием — и это главное! Не обязательно на них отвечать умно: скорее всего, интеллектуальную глубину ответов ваш ребенок не вполне оценит, а если вы ответите понятно и так, что ребенку станет весело — вы ответили прекрасно.

Правда, не бойтесь своих примитивных ответов. Ребенку 4 года, он пришел к маме с вопросом, где живет Жар-птица. Малыш долго выслушивал пространный мамин рассказ о Тридевятом царстве и тридесятом государстве, а потом перебил с досадой: «Да нет же! Она живет в гнезде!» И если ребенок вас спрашивает, «А какой это поезд?», не очевидно, что вам нужно отвечать «Пассажирский» и объяснять, что это такое. Возможно, самый лучший ответ будет: «Посмотри, это поезд — синий!»

Детям хочется общаться, а не слышать обязательно что-то умное, поэтому и вы отвечайте детям на их языке, без зауми. Помните старый анекдот? Идут папа и пятилетний сын, сын жует яблоко:

- Папа, а почему яблоко темнеет? — Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний, и, что особенно важно, — железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид трехвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет.

Наступает длительная пауза. — Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?

Конечно, очень хочется, чтобы разговор был не просто обмен пустыми словами, но для этого лучше перехватывать инициативу и не ждать вопросов ребенка, а спрашивать самим: про то, что интересно вам и будет развивающим для ребенка. Управляйте его вниманием. Спрашивайте не про «Что ты сегодня кушал?», а «Что интересного узнал, увидел?», и это уже будет ваш вклад в развитие ребенка. Чтобы научиться смотреть на мир глазами ребенка, не ждите вопросов, а сами чаще расспрашивайте, как он что понимает.

Откуда берется снег зимой? Куда исчезают лужи после дождя? Почему большие яблоки плавают, а маленькая смородина тонет — посмотри!

В помощь: купите детские энциклопедии с картинками и не отвечайте на вопросы, с которыми он справится сам. Чаще спрашивайте «А ты сам как думаешь?» и подводите к ответу. Малыш начнет выдвигать свои версии, возможно весьма фантастические. А, может быть, и очень верные. И наша задача теперь следить за его рассуждениями, и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро. Имеет смысл сказать после этого: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал – и сам нашел ответ!» И не важно совсем, что к этому ответу подвели его мы. Важно то, что ребенок осознает свои возможности, поймет, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

Если вопросы ребенка раздражают, отвечайте ему веселой глупостью: он возразит умностью и вы посмеетесь вместе. Возможно, малыш просто скучает, ему хочется общения. Вот он и ищет способы как-то нас «зацепить». Часто это выливается в цепочку, где каждый следующий вопрос цепляется за ответ. «Что ты делаешь?» «Мою посуду». «Зачем моешь посуду?» «Чтобы чистой была». «Зачем, чтобы чистой была?» «Чтобы есть из нее было приятно». «Зачем, чтобы есть было приятно?» Ну, и т.д. Знакомо? Вот здесь и можно в самом начале диалога вместо ответа спросить у малыша: «А ты как думаешь?» И дальше увести тему разговора немного в другое русло. Иногда имеет смысл ответить на вопрос, на который ребенок заведомо знает ответ, с долей юмора. «Что ты делаешь?» «Танцую!» «Нет, мама, ты посуду моешь!» Вместе посмеялись, и никакого раздражения…

 

  • Развитие интересов ребенка
  • Развитие интеллекта
  • Автор Н.И. Козлов
  • Автор Мария Подшивалова

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Чему и как учить дошкольника"
01 окт. 2022 г.
Для того, чтобы ваш ребенок хорошо усваивал школьный материал, его надо много чему научить, особенно в дошкольном возрасте. Родителям необходимо понять, что учить ребенка надо так, чтобы стимулировать не только умственное, но и психическое развитие. О том, чему и как учить дошкольника, написано немало, и все же мы довольно часто сталкиваемся с удручающим фактом: родители плохо представляют себе, что же именно они должны делать.
0Подробнее →
Картинка к "Глазами ребенка"
01 окт. 2022 г.
Ребенок родился - и создал свой собственный мир. Он теперь живет в своем мире, со своими персонажами и своими историями. Пустит ли он вас туда - спроси его. Насильно вы туда не попадете, но если ребенку захочется, он будет приоткрывать дверцы и вы сможете туда заглядывать. Дорогие родители, дайте своим деткам побыть детьми, а не делайте из них Ломоносовых с самых пелёнок. Пусть они верят в свой собственный мир – сказку. И нам самим полезно хоть иногда, с помощью наших деток, вылезать из шкур старых мудрецов и, становиться сказочными незнайками, а наши малыши в это время будут нашими мудрыми звездочётами, которые знают всё и обо всём.
Картинка к "Как учить ребенка"
01 окт. 2022 г.
Младший дошкольный возраст - счастливое время для родителей, которое они в полной мере могут посвятить общению с собственными детьми. О том, как важно выделять в своей повседневной жизни время для этих целей, пишет известный американский психолог Росс Кэмпбелл: «Важно проводить время с семьей, узнавать своих детей, говорить им, что вы их любите, всеми способами показывать им, что они для вас много значат».
Картинка к "Любознательность у детей"
01 окт. 2022 г.
Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. В этом случае надо серьезно разобраться в причинах. На все вопросы детей надо отвечать по научному точно и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.
Картинка к "Удивление как стимул к познанию"
01 окт. 2022 г.
​Умение обдумывать и описывать свою жизнь совершенно не присуще ребенку до шести лет. У взрослых подобное явление ученые называют рефлексией. Считается, что человек, хорошо владеющей рефлексией, высокоинтеллектуален. В последние годы психологи научились развивать у людей рефлексивное сознание. Успеха можно достигнуть, занимаясь с детьми начиная уже с шести лет - времени, когда ребенок переживает период так называемой детской вопросительности, то есть способен заметить некое противоречивое явление, удивиться и задать по этому поводу вопрос.