Как мотивировать ребенка учиться

01 января 2013 г. в 15:06

Автор: Марина Смирнова, психолог

Обучение — это процесс, который складывается из многих составляющих, и не всегда нужно ориентироваться на что-то одно. Например, ребенку может помогать учиться то, что у него в школе много друзей, и может быть, у него сама учебная мотивация не на очень высоком уровне, а ради детей, ради компании он ходит в школу с удовольствием.

Или, например, ребенок умеет делать что-то такое замечательное, за что его в школе ценят, и ему приятно это уважение. Поэтому укрепляя стороны, разные проявления ребенка, мы помогаем ему, и не обязательно родителям фокусироваться только на уроках. Иногда можно повысить желание учиться, чаще приглашая в гости школьных друзей, создавая хорошую атмосферу в классе.

Что делать, если ребенок учится хорошо, но не хочет делать уроки, и родителям приходится его заставлять?

​​​​​​​Самостоятельность складывается из очень многих разных факторов, и в этой теме можно выделить много разных аспектов, поэтому я расскажу только о некоторых. Основные вещи, которые мы здесь выделяем: «умеет — не умеет» и «хочет — не хочет». Он может уметь, но не хотеть, или очень хотеть, но не уметь, поэтому нам важно, чтобы обе вещи были. Как правило, чем больше ребенок умеет, тем больше ему хочется. Т. е., когда ребенок хорошо овладевает какой-то деятельностью, у него меняется подход, у него взгляд становится хозяйский. У детей, за кого родители больше делают, атрофируется не только желание как-то пошевелиться, но и желание как-то позаботиться о другом. Ребенок, который уже чувствует свои силы, великодушнее и заботливее относится к другим людям, потому что его довели до такого уровня мастерства, когда он чувствует себя сильным. Сильные люди, как правило, более доброжелательные и более заботливые, им легко. Если девочку-подростка мама регулярно зовет с собой на кухню, и сначала девочка смотрит, потом начинает какие-то операции простые делать, потом уже сама все делает, то где-то через полгодика для нее это вообще уже не проблема — приготовить что-то.

А как же ее на кухню привлечь?

Доброжелательной атмосферой, когда нет критики, когда есть веселый, интересный разговор, не обязательно о каше, а о чем-нибудь. И чем больше люди друг с другом что-то делают вместе, тем лучше у них отношения. Поэтому поначалу может быть сопротивление, но если мы не зацикливаемся на том, что ребенка надо заставить, надо в него вбить, а просто привлекаем и даем сначала операции простые, и болтаем о чем-то интересном, это и укрепляет отношения, и делает ребенка более самостоятельным.

Причина того, что ребенок не хочет самостоятельно делать уроки, может быть в том, что с самого начала родители воспитывали его, не уделяя внимание развитию самостоятельности, т. е. многое делали за него. Если ребенок еще в младших классах и учится хорошо, можно попробовать дать ему возможность получить несколько раз двойки за несделанные уроки, сказать ему: «Хорошо, ты не хочешь, чтобы мы заставляли тебя делать уроки, но тебе же нравится получать пятерки, нравится, что тебя уважают, что ты умный, поэтому, давай, работай ради того, чтобы остаться таким же уважаемым человеком». И на ребенка, если он действительно хорошо учится, одна-две двойки могут оказать очень хорошее отрезвляющее действие. Другое дело, если ребенок учится абы как, то тогда для него двойка будет не новость и вряд ли что-то изменит.

​​​​​​​Вообще, конечно, все это очень индивидуально. Какой-то ребенок теоретически, может, и сел бы и занимался, но он медленный, он привык с погонялкой все делать, такого ребенка просто ускорять надо. Такой ребенок может и сделал бы все без родителей, но протянул до 9 вечера, а там уже и спать пора, и поэтому родителям приходится заставлять, потому что иначе это все затянется до самой ночи. Такого ребенка надо шевелить, ему надо больше давать физической нагрузки и давать пример, как делать вещи быстро, даже безотносительно к учебе. У наших детей в принципе мало возможности бегать, прыгать, резвиться, и они впадают в такое полусонное состояние. Утром некоторых вообще довозят до школы, потом забирают, все в расслабленном режиме, еду впихнули как-то, потом еще что-то заставляют делать. Жизни маловато. Здорово, если родители могут после школы погулять с этим ребенком, можно и не самим бегать, а чтобы ребенок бегал, а ты по таймеру что-то замерял, например, сколько у него займет пробежать до дерева? Детям интересно следить за собой, за своим прогрессом по таймеру. Можно какие-нибудь шишки кидать — кто дальше, можно придумать что угодно. Больше бодрых игр.

Файлы:
  • Школьник
  • Автор Марина Смирнова
  • Учеба
  • Воспитание самостоятельности

Комментарии (4):

Егор, 25 июня 2015 г. в 08:30
Поощрение и мотивация - это очень сильная штука. Мы с женой воспитываем пятерых. Со старшими - особенно не просто. "Помочь" им делать правильное, и не делать неправильное - сложно, и не всегда удается. При этом считаем, что мотивировать деньгами нельзя ни в коем случае. Нашли штуку, которой пользуемся, нам помогает, детям нравится.
Віктор, 30 октября 2015 г. в 00:25
Потрібно навести аргументи, які були б переконливими. Головне — говорити правду. Також за те, що дитина сумлінно вчиться можна давати кишенькові гроші, солодощі, робити невластиві покупки. Випивую журнал "Пізнайко", тому що син у захваті від нього. А мені подобається те, що редактори у кожному номері дотримуються чіткою патріотичної позиції. Це важливо, а особливо у наш час.
Гость, 31 января 2017 г. в 14:31
Понятно, что медленного ребенка надо пошевелить, но как? Учить ребенка самостоятельности путем плохих оценок - не у всех работает, есть дети, для которых оценки ничего не значат.
Гость, 08 июня 2018 г. в 15:10

Малыша могут заинтересовать новые знания, и тогда он учится в удовольствие (к оценкам это никакого отношения не имеет) - это как раз про нас. С первого класса занимаемся по учебникам начальной школы 21 века, благодаря ним учительница выстраивает интересные планы занятий)) Прямо ловят каждое слово ее. Такой результат получился благодаря грамотной программе, которая пришла на помощь педагогу. Это очень важно.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Как повысить интерес к учебе
Задача сводится к тому, чтобы каким-то образом настроить себя на интересное, привести себя в хорошее настроение. Но эту задачу решить можно, потому что известно: человек смеется, когда ему весело, но даже грустному становится веселее, если его каким-то образом рассмешить. Некоторые психологи считают, что и грустно нам потому, что мы плачем, а не наоборот!
01 янв. 2010 г.
Ребенок-школьник. Воспитание пониманием
Человеку 7 лет. Это уже не малыш, который смотрит на родителей с обожанием и доверием, но это еще и не подросток, отчасти автономизировавшийся от родителей. С одной стороны, ему хочется, чтобы к нему относились как к взрослому. А с другой - он становится более чувствительным к проявлению безудержной родительской любви.
01 окт. 2022 г.
Школьные перегрузки
Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие - и медики, и педагоги, и родители. По данным исследований Министерства образования РФ, «рабочий день» обычного старшеклассника иногда доходит до 10-12 часов.
01 окт. 2022 г.
Школьный стресс
Когда я стала учиться читать, моя жизнь полностью переменилась. Прежде мы с мамой играли в разные игры и много дурачились. Она говорила, что очень любит меня. Вечерами она обычно читала мне сказки. До чего же мне это нравилось!
01 янв. 2010 г.
Учеба (младший школьник)
Ребенок может сидеть часами и не делать уроки, если не знает, как это делать хорошо и боится эти непонятные уроки делать. Зачем напрягаться и что-то трудное делать, когда можно просто не делать ничего? В этом случае нужно вначале сидеть с дочерью рядом и выстраивать ее каждое действие и каждое слово, показывать где у нее должна быть тетрадка, что она должна делать правой рукой, что - левой, какое действие сейчас и какое следующее.
01 окт. 2022 г.
Учение с увлечением. Советы школьникам
Как повысить интерес к учебе. Как сосредоточить внимание. Тренируем внимание. Тренируем память. Сколько времени надо продолжать опыт, чтобы выработалась привычка. Как научиться «хотеть». Волевое запоминание. Природа непроизвольной памяти. Память работает, если есть цель, действие и применение. Закономерности волевой памяти. Научиться думать! Как научиться направлять свою волю к цели. Когда вызывают к доске...Контрольная работаДля тех, кто читать не любит. Интеллектуальный фон класса. Как освободить время для общего развития.Отстающие. За дело берется коллектив! Поддержка людей, которые нам дороги. Сколько времени отводить на учебу (работу) Умственный труд. Уроки в школе.