Идеи свободного воспитания
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Свободное воспитание живет следующими идеями:
Дети рождаются свободными существами, и главная задача взрослых — воспитывая его без принуждения, помочь ребенку сохранить его свободу. Сторонники свободного воспитания верят, что в каждом ребенке изначально живет доброе, позитивное и созидательное начало, которое нужно только поддержать. По их мнению, дети всегда сами тянутся к лучшему, если им создать благоприятные условия↑.
Если говорить точнее, сторонники свободного воспитания возражают не против самого принуждения, а против ощущения принуждения. Ребенок не должен чувствовать заставления и принуждения, нужно заботится о том, чтобы ребенок жил в атмосфере свободы, чувствовал себя хозяином своей жизни, чтобы принуждение в отношении себя он не чувствовал↑.
Из этого закономерно вытекает требование: «Освободите ребенка от того, что ему не нужно».
Свободное воспитание всегда немного в контрах с традиционным, которое считает обязательным ребенка научить многим традиционно принятым вещам. Нет, вовсе этого не нужно, говорят сторонники свободного воспитания, во многом это ненужный, а то и вредный для ребенка мусор↑.
Сторонники свободного воспитания считают, что выбор своего жизненного пути — естественное право самого воспитанника. Кем ему стать: слесарем или бизнесменом — решать ему самому. При этом, варианты «стать бандитом» в свободном варианте не рассматриваются, поскольку такой выбор ребенка считается педагогическим браком. Считается, что у нормального ребенка при нормальном свободном воспитании таких выборов быть не может, поскольку, по взглядам гуманистического подхода, природа ребенка изначально позитивна.
Для сторонников свободного воспитания свобода ребенка — данность. Альтернативный этому взгляд состоит в том, что свобода для ребенка — не данность, а задача. С точки зрения науки, младенец рождается не свободным, а существом зависимым, зависимым в первую очередь от своей внутренней природы. И в этой ситуации любое воспитание, пусть даже направленное на обретение свободы, всегда начинается с некоторого вынужденного принуждения. Путь к свободе лежит через принуждение. См.→