Хочу идти в детский сад со слезами!

06 октября 2015 г. в 12:53

Автор: Елена Кузьмина, психолог, коуч
Университет практической психологии

 

Этой осенью моя дочка пошла в детский сад. В свои 3,5 года она к саду была готова хорошо: умела сама одеваться, кушать, оставаться без мамы, договариваться со взрослыми и общаться со сверстниками. Я была уверена, что уж мой-то ребенок пойдет в сад без проблем - ха, ха, ха.

Описываю хронологию событий этой неоконченной пока истории.

1 сентября: мы нарядные, с цветами, хорошим настроением и двумя братьями-школьниками идем в сад. Без слез и с большим интересом доча переодевается, проходит в группу, мило попрощавшись с родителями. Забираю ее через два часа в отличном расположении духа.

2 сентября: дочка (насмотревшись на других детей) устраивает истерику при прощании в саду. Не сильную, пробную. Я реагирую спокойно, дружелюбно и непреклонно: передаю ее с рук на руки воспитателю. Уходя, обращаю внимание на ее взгляд: умные, внимательные глаза следят за ситуацией и анализируют происходящее.

3-4 сентября: Я в полном восторге - вчерашних слез нет и следа. Утром собираемся весело, идем по улице с песнями, в группу заходим уверенно, забывая даже попрощаться с мамой. Придумываем вместе с ней ритуал прощания: крепкое объятие, 3-4 ("Мне же три года, значит три поцелуйчика. Хотя четыре это больше - давай четыре!") поцелуйчика - в одну щечку, в другую щечку, в лоб и в подбородок, а затем "дай пять!" - хлопаем ладошками.

11 сентября: Уже попривыкли к режиму, хочется чего-то новенького. Пробуем устроить капризы по дороге в сад. Я спокойна: "Да, ты не хочешь идти в садик, я понимаю. А я думала, что тебе понравилось в садике играть в много новых разных игрушек!" Она подхватывает тему и капризы исчерпаны.

14-18 сентября: регулярно утром, по дороге в сад устраиваем истерику, испытывая мамино терпение. Я проявляю чудеса изобретательности, каждый раз придумывая что-то новое: то мы несем в сад игрушку, то красивое платье, то едем на самокате, то еще что-нибудь. Как ни странно, на пороге детского сада капризы испаряются. Видимо, в раздевалке много людей, детей, это все интересно. Поэтому переодеваемся мы охотно, с восторгом производим ритуальное прощание и отправляемся в группу.

21 сентября: пришла вторая воспитательница. К первой мы уже чуть-чуть привыкли, а вторую признавать не хотим ни в какую. Доча устраивает истерику в раздевалке, отказываясь заходить в группу. Я действую по-прежнему: передаю с рук на руки воспитателю и быстро ухожу. Из-за двери слышу - успокоилась минуты за две.

22-23 сентября: каждое утро истерика при прощании. Про ритуал забыли - она делать его не хочет. Уже неважно, какая воспитательница, кричим для всех. Я начинаю вести с ней беседы дома или по дороге в сад. "Что было интересного в садике? Что тебе больше всего понравилось? Что будешь завтра делать, с кем играть? И для чего ты плакала утром?" Внятного ответа не получаю.

24-25 сентября: разговоры становятся все интереснее. Каждое утро по дороге в сад, в прекрасном расположении духа, мы всерьез обсуждаем: "Давай ты сегодня утром пойдешь в группу спокойно, с улыбкой?" - "Нет, мама, я хочу сегодня пойти со слезами". - "Понимаешь, мне не нравится, когда ты идешь со слезами. Я бы хотела провожать тебя с улыбкой". - "Мама, ну давай я завтра пойду с улыбкой, а сегодня я хочу со слезами". Приходится согласиться.

26 сентября: надо отметить, что вечером после сада дочка в прекрасном настроении и с упоением рассказывает о том, что произошло за день. А в выходные она просится в сад, с трудом понимая, что он закрыт.

28 сентября: истерики при прощании продолжаются, как дочка и запланировала. Я решаю перейти в наступление. Утренняя беседа: "Дорогая, ты мне обещала, что сегодня пойдешь в сад с улыбкой". - "Ну мама, я не хочу с улыбкой, я хочу со слезами! А когда ты меня заберешь?" - "Давай договоримся: если ты пойдешь с улыбкой, я заберу тебя в половине пятого, а если со слезами, то в половине шестого". - "(уверенно) Мама, я хочу в половине шестого". Я не сдаюсь: "Хорошо, давай по-другому договоримся. Если ты пойдешь с улыбкой, то я вечером принесу тебе большую вкусную конфету... (у дочки вырывается вздох восхищения) а если со слезами, то не принесу". - (после секундного раздумья) "Мама, я хочу без конфеты, и со слезами". Я в нокауте - такого, честно, не ожидала. Отступаю с позором.

29 сентября: я меняю тактику. "Ты сегодня как пойдешь в сад?" - "Со слезами". - "Знаешь, я подумала, мне нравится, что ты пойдешь со слезами. Ты так красиво и громко кричишь". Утренняя истерика в раздевалке уже смахивает на игру плохого актера.

30 сентября: продолжаем наступление. "Слушай, а давай ты сегодня пойдешь со слезами и я тоже буду прощаться со слезами!!!?" - "Ууууу! Давай!!!" (с восторгом) Я в раздевалке изображаю грустное лицо и утираю слезы. Доча внимательно за мной наблюдает, продолжая кричать.

1 октября: "А давай, ты сегодня будешь погромче кричать? А то что-то вчера было очень тихо..." - "Хорошо, мама, я буду погромче кричать" (без энтузиазма). В раздевалке она тщательно оправляет платье, бантик на поясе и... на зов воспитательницы спокойно заходит в группу, даже не обернувшись. Неужели!?

Я думаю, это победа. Наверное, не окончательная, но очень важная.


От редакции Психологоса:

А вы что думаете, уважаемые читатели? Какие у вас гипотезы, почему плакала маленькая красавица у такой мудрой мамы?

 

Комментарии (12):

Читатель, 07 октября 2015 г. в 12:44
1. Может быть, другие дети плачут - значит, и мне надо? 2. Пункт 1 + посмотрим, что мама будет делать. Пока мама реагировала, играть в эту игру было интересно.
Дмитрий, 08 октября 2015 г. в 16:43
Привлечение внимания. Может после того, когда она заходит в группу все внимание на нее. Все ее утешают, успокаивают, проявляют заботу и т.д. и т.п.
Жизнь прекрасна, 11 октября 2015 г. в 17:16
Мне кажется, что ребёнок так развлекается. Согласна с мнением, что пока мама реагировала, дочке было интересно)
Воспитатель, 12 октября 2015 г. в 21:45
Я работаю воспитателем. Один мальчик каждое утро заходил в группу с выбеганием обратно, вслед за мамой, кричал, хватал за юбку. Когда мама уже зашвыривала его в группу и убегала - он уже точно понимал, что ее за дверью нет - такая борьба до определенного момента - спокойно входил в группу. Однажды на вопрос няни, зачем он так маме нервы поднимает каждое утро - ответил "я специально". Новенькая девочка пришла в группу с интересом. Тут же подружилась со всеми. Примерно через неделю начала маме подвывать, залезать на руки, не отцепляться. У меня принцип: детей не оттаскивать, не отдирать. И однажды она маме такую истерику закатила, как будто мы ее в группе убиваем. Мама ушла - девочка сходила вымыла руки, села за стол, тут же успокоилась, спокойно ела кашу (мы в это время уже начали занятие), с интересом наблюдала за детьми, слушала меня, пила чай и ела бутерброд. А я следила за ней - слез нет, совершенно уверенный в себе ребенок. А мама убежала с чувством вины, что бросила ребенка в клетку к тиграм.... Вот так.
Гостья, 13 октября 2015 г. в 13:10
Проверка на прочность?
Надежда, 14 октября 2015 г. в 09:22
До сих пор так и не смогла понять, почему они так плачут, хотя сама прошла весь этот путь от самого начала и до теперь уже старшей группы детского сада. И для себя решила лишь одно, надо скрывать свои переживания от ребенка, даже если вам кажется, что "оставили в клетке с тиграми ", и тогда дите успокоится и перестанет испытывать вашу любовь на прочность. Пока все размышления на эту тему.
Лариса, 16 октября 2015 г. в 13:29
Мы ходим в сад второй год. Правда оч много болеем. Первый год был более менее. Ребёнок шел в группу когда с желанием, когда со слезами. Второй год, сыну сейчас 3,3, всегда со слезами. Вечером все всегда замечательно. Попробую вашу идею с давай сегодня со слезами и погромче)))
Ольга, 19 октября 2015 г. в 15:36
Желание присоединиться к детсадовскому сообществу, ярко продемонстрировать свою готовность влиться в новый для себя коллектив, где так принято!)
Читатель, 03 ноября 2015 г. в 10:22
Николай Иванович, а вы что думаете? : )
Н.И. Козлов, 04 ноября 2015 г. в 16:27
Дочка плакала, потому что плакать для детей - не страдание, а яркий переживательный (и поэтому привлекательный) спектакль. Дети любят двигаться, а в плаче такое глубокое и интересное движение дыхания, дети любят производить звуки, а в плаче можно плакать громко, плюс дети любят привлекать внимание, а в плаче это обеспечено. И еще отмечу, что причины не так важны: есть факт, что дочке хочется плакать, и второй факт, что мама это плач дочке разрешила. Вот удивительно: зачем же мама так поступила? Я с Еленой поговорил, она тоже решила, что больше этого разрешать не стоит.
Гость, 03 июля 2020 г. в 15:47

"А вы что думаете, уважаемые читатели? Какие у вас гипотезы, почему плакала маленькая красавица у такой мудрой мамы?" Мы думаем, что мудрой мамы тут нет. И чтобы срочно помудреть, этой "маме" нужно перестать играть в маму и нанять детям квалифицированную, хорошо образованную няню. Это недёшево, но нужно было чем-то думать, прежде чем заниматься тем, от чего получаются дети. Детские сады - зло.

1 ответ
Гость, 02 ноября 2021 г. в 21:55

Познавательный пост. Понравилась фраза "малыш испытывает мамину любовь".

Материалы по теме:

Картинка к "Правила не для Маугли"
26 июл. 2021 г.
Первые дни моего знакомства с детским садом в возрасте шести лет: я, спокойный и послушный ребенок, встретилась лицом к лицу с правилами и распорядком дня, которые доселе мне были незнакомы.
2Подробнее →
Картинка к "Детские сады в Японии"
12 мар. 2015 г.
Группы в японских детских садах маленькие: 6 - 8 человек, и каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой. Воспитатели также постоянно меняются. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Такие привязанности, считают японцы, рождают зависимость детей от своих наставников. Бывают ситуации, когда какой-то воспитатель невзлюбил ребенка, а с другим педагогом сложатся хорошие отношения.
Картинка к "Детский сад"
01 окт. 2022 г.
Детский сад — один из психологических миров​: в нем живут безответственные варианты Внутреннего Родителя, Внутреннего Взрослого, Внутреннего Ребенка. 
Картинка к "Дочка идёт в детский сад (Б. Адлер)"
01 окт. 2022 г.
Наша дочь Карен пошла в детский сад в три года и девять месяцев. В первый день она поднялась рано утром, вся сияющая.
Картинка к "Как малышей воспитывают в Японии"
25 февр. 2015 г.
Уважаемые родители! Вас удивляет японский феномен или, как принято говорить, «японское чудо». Вы пытаетесь рас­крыть для себя «загадки» японского воспитания. Вы уверены, что именно особенности японского воспитания помогли этой стране в исторически короткие сроки добиться значительных успехов в деле модернизации общества и экономики, обеспечив место среди сильнейших стран мира. Тогда именно для вас мы раскроем некоторые секреты «икудзи» — успешного воспитания детей в Японии, которые, надеемся, помогут вам воспитать своего маленького самурая.
Картинка к "Нужно ли ребенку ходить в детский сад"
01 янв. 2013 г.
Кто-то из родителей говорит, что детский сад необходим, что он дает возможность общения со сверстниками, социализирует и приучает к разумной дисциплине. Другие родители утверждают, что дети лучше развиваются дома, по индивидуальной программе. Кто из них правы?