Гипноз, подробно
Гипноз — особое состояние, не свойственное сну и бодрствованию человека, которое вызывается искусственно, с помощью внушения, и отличается характерной избирательностью реагирования — повышенной восприимчивостью к психологическому воздействию гипнотизирующего и понижением чувствительности ко всем другим влияниям.
Стадии гипноза
Принято выделять 3 стадии гипноза:
1-я стадия: Сонливость
Характеризуется легкой мышечной слабостью и небольшой дремотой; пациент может легко, по собственному желанию открыть глаза, встать и прервать сеанс. На этой стадии гипноза пациент лежит в состоянии приятного покоя, отдыха и, по субъективному отчету, спящим себя не считает.
2-я стадия: Гипотаксия
Отличается полной мышечной слабостью; в этой стадии можно вызвать внушенную каталепсию — восковидную гибкость мышц, которая иногда возникает и без внушения, спонтанно. В отчетах пациенты говорят о том, что чувствовали себя в состоянии побороть сонливость и открыть глаза, но хотелось лежать и слушать голос гипнотизера.
3-я стадия: Снохождение (сомнамбулизм; от лат. somnus — сон + ambulo — хожу).
Представляет собой наиболее глубокую степень гипноза, когда пациент совсем или почти не воспринимает посторонние раздражители и поддерживает контакт через очаг раппорта только с гипнотизером:
- пациенту можно внушить галлюцинаторные переживания;
- изменить характер его реакций на первосигнальные раздражители;
- заставить ходить, отвечать на задаваемые вопросы, выполнять действия, соответствующие внушенной ситуации (скакать на лошади, грести, катаясь на лодке, ловить бабочек, собирать цветы, отмахиваться от пчел, прогонять собак и т. д.).
На этой стадии можно добиться возрастной регрессии с поведением и речевой продукцией, соответствующими внушенному, чаще детскому, возрасту; легко добиться полной потери чувствительности к болевым раздражениям и выключения других анализаторов; можно производить постгипнотические внушения, т. е. приказания о выполнении какого-либо действия спустя заданное время после гипнотизации.
Отличие гипноза от сна
В обыденном сознании гипноз ассоциируется с такими малопонятными явлениями, как ясновидение, телепатия и т. п. Однако в отличие от экстрасенсорных явлений, объяснение которых по сей день сводится к расплывчатым гипотезам, феномен гипнотического внушения вполне объясним действием известных психофизиологических механизмов. Большинство специалистов сходятся во мнении, что гипноз - это особое состояние, промежуточное между сном и бодрствованием. Например, начальная фаза гипноза очень похожа на обычное засыпание. Но, погрузившись в гипнотический сон, человек продолжает слышать гипнотизера и выполняет его инструкции. Это своего рода частичный сон,когда остается активным участок нервной системы - «сторожевой пункт».
Даже при самом глубоком естественном сне мозг не отключается полностью. Его бодрствующий очаг заставляет нас просыпаться по звонку будильника, хотя гораздо более сильный шум за окном может и не нарушить сна.
Действия гипнотезера
Мать убаюкивает младенца монотонной колыбельной песней, мягким покачиванием. Та же манера у гипнотизера - нерезкие ритмичные движения, убаюкивающие интонации. Овладение этой методикой доступно не каждому, однако вовсе не связано с какими-то сверхъестественными способностями. И далеко не каждый подвержен гипнотическому влиянию: есть люди, которых загипнотизировать не удается - либо по причине их низкой восприимчивости (а это такое индивидуальное свойство, как, скажем, тонкость обоняния или чувствительность к боли), либо в силу упорного нежелания быть загипнотизированными, скептического отношения к гипнотизеру и т. п.
Голос гипнотизера оставляет в коре головного мозга засыпающего тот самый «сторожевой пункт», который и остается восприимчив к словесным инструкциям. Торможение, разливающееся по всем иным участкам мозга, заставляет человека утратить чувствительность к другим раздражителям. Более того, выключаются механизмы сознательного контроля над мышлением и поведением. Эту функцию берет на себя гипнотизер. Принятие решений мотивируется уже не внутренним побуждением, а внешней инструкцией, которая воспринимается без критического анализа. Такая инструкция, заданная на будущее, может быть впоследствии выполнена человеком, уверенным, что он руководству¬ется своими личными побуждениями (поскольку факт внушения в памяти не закрепляется). В связи с этим возникает вопрос: как широко простирается власть гипнотизера?
История возникновения
Утрата человеком сознательного контроля над своими действиями в состоянии гипноза настораживала общественность еще на заре использования данного метода. Основоположник гипнотерапии Франц Месмер был даже обвинен в совращении одной из своих пациенток, а его метод лечения гипнозом официально признан «опасным для нравов». Впоследствии в истории гипноза подобные прецеденты возникали неоднократно.
28 июля 1774 г. в Париже состоялась первая демонстрация использования гипноза (хотя само это слово в ту пору еще не употреблялось) в терапевтических целях. Пациенткой выступала иностранка — некая фрейлен Остерлин, страдавшая целым «букетом» истерических симптомов, а целителем - Франц Месмер. О Месмере ходили слухи, что он маг и волшебник. И действительно, Месмер творил чудеса: он мог вызвать эффект обезболивания, мог внушить, что человек находится на берегу моря или во льдах, и человек начинал вдруг слышать шум прибоя или испытывать нестерпимый холод. Многие считали Месмера чернокнижником, посланцем дьявола. На самом деле это, судя по всему, был любознательный, умный и честный человек, искренне пытавшийся добраться до истины. Сын своего времени, он вместе с большинством современников повторял их ошибки и заблуждения, объясняя свои действия активизацией так называемого животного магнетизма (в наши дни это назвали бы биополем). Месмер фактически открыл явления, которые спустя два столетия представляются почти такими же непостижимыми, как и в конце XVIII века, и хотя за 200 лет наука накопила очень большой опыт, она тем не менее и сейчас не может полностью объяснить то, что делал Месмер. Понятно, что и самому Месмеру приходилось несладко: ни себе, ни окружающим он не мог логически объяснить, что же он делает.
Фактически с Месмера началась психотерапия. Этот человек был первым, кто начал использовать психотерапию в сегодняшнем ее понимании. Один из его учеников и последователей - кавалерийский офицер маркиз де Пюисегюр - открыл феномен сомнамбулизма и признаки постгипнотического внушения.
Исследования опытов Ф. Месмера
Месмер неоднократно обращался в Парижскую академию с просьбой изучить, что он делает. Академики долгое время отказывались вступать с Месмером в какие-либо контакты, но потом все же снизошли - это случилось в 1784 г.
4 марта 1784 г. указом французского короля Людовика XVI была учреждена научная комиссия для оценки теории и практики Месмера, вокруг которого к тому времени сложилась весьма двусмысленная атмосфера. У широкой публики он пользовался огромной популярностью, совсем как у нас в недавнее время Алан Чумак. Такое сравнение справедливо и в связи с отношением к Месмеру научной общественности: среди ученых он слыл шарлатаном, а его идеи считались лженаучными и даже вредными. Правда, в отличие от нынешних экстрасенсов, никакими биоэнергетическими экзерсисами Месмер не занимался. Он практиковал обычный гипноз, который в ту пору считался явлением загадочным и не имел научного объяснения. Себя Месмер называл магнетизером (понятие «гипноз» было введено позднее английским врачом Джеймсом Брэдом). По мнению Месмера, жизнедеятельность организма определяется циркуляцией некоего универсального флюида. Болезнь вызывается неравномерным распределением флюида в организме. Воздействуя на больного и вызывая конвульсивные кризы, магнетизер добивается гармоничного перераспределения флюида, что и ведет к излечению. Сам Месмер считал, что его теория основана на физиологии и близка к теориям электричества или магнитов, вызывавших большой интерес в научных кругах того времени.
Опыты Месмера, невероятно яркие и зрелищные, в то же время наводили на подозрение: не может ли магнетизер злонамеренно воспользоваться своей властью? В частности, может ли женщина, оказавшись во власти магнетизера, вопреки своей воле лишиться добродетели? Сам Месмер своим безупречным поведением никаких поводов для таких подозрений не давал. Однако у него находилось немало последователей, которые, испытав однажды силу магнетизма на себе, считали себя вправе магнетизировать других (как видим, традиция психотерапевтического эпигонства была заложена более двухсот лет назад). Магнетизеры-неофиты действительно позволяли себе далеко выходить за рамки врачебной этики, и пикантные слухи об их сомнительной практике распространялись все шире. Возможно, эти факты, а не только личная просьба Месмера, и побудили французского монарха разобраться в сложившейся ситуации. Им для изучения животного магнетизма была учреждена комиссия, в состав которой вошли выдающиеся ученые той поры: астроном Байи, будущий мэр Парижа, казненный революционерами, Бенджамин Франклин, химик Лавуазье и четыре профессора медицинского факультета, в их числе анатом Гийотен, изобретатель названной его именем машины для казни, на которой, по злой иронии судьбы, ему самому предстояло сложить голову.
В докладе, подготовленном комиссией, были тщательно описаны магнетические феномены (сегодня мы назвали бы их гипнотическими) и даже отмечался их некоторый лечебный эффект, который, однако, целиком приписывался действию воображения. «Воображение вызывает конвульсии и без магнетизма. Магнетизм без воображения ничего не порождает...» Теория животного магнетизма была категорически осуждена авторитетной комиссией, признавшей, что никакого флюида в природе не существует. Одновременно с докладом была подготовлена секретная записка, в которой делался недвусмысленный вывод: опыты магнетизеров представляют угрозу общественной нравственности. Тем самым гипноз фактически был поставлен вне закона. Понадобилось несколько десятилетий, чтобы этот метод стараниями серьезных и ответственных людей обрел научную респектабельность.
Гипноз сегодня
Сегодня эта история воспринимается как весьма поучительный урок. Попытки объяснения реально наблюдаемых феноменов с помощью безосновательных гипотез чреваты последующим осуждением не только вздорной теории, но и позитивной практики. А опыты недобросовестных неофитов могут любое полезное начинание превратить в балаган. Психологам тут есть над чем задуматься.
Многие специалисты, однако, указывают, что безграничная власть гипнотизеру недоступна. Усвоенные человеком моралвные нормы играют роль охранительных барьеров и удерживают его от недопустимых действий. В ряде экспериментов было показано, что под гипнозом от человека не удается добиться того, что он считает неприемлемым. Казалось бы, можно в таком случае не опасаться злонамеренного влияния, но другие опыты развеивают такую уверенность. Действительно, люди отказываются выполнять некоторые директивные инструкции. Но те же инструкции, преподанные завуалированно, порой срабатывают.
Известен такой пример. Гипнотизер в порядке эксперимента потребовал у женщины раздеться в присутствии публики и получил отказ. Тогда он стал внушать женщине, что та находится на пустынном пляже и собирается искупаться. Через несколько минут дама предстала перед зрителями обнаженной. Другая женщина отказалась по приказу гипнотизера ударить приблизившегося к ней человека. Когда же ей было внушено, что перед нею насильник, собирающийся напасть, - требуемое действие было выполнено энергично и стремительно.
Возможные опасности гипноза
Возможности гипнотического внушения оказываются чрезвычайно широки. И это заставляет насторожиться: не грозит ли опасность каж-дому из нас в нашей повседневной жизни?
На самом деле опасности быть загипнотизированным в обыденной жизни практически не существует. Даже если ваша индивидуальная восприимчивость весьма высока, нежелание поддаться влиянию выступает мощным тормозом. Погрузить в гипноз удается лишь того, кто сам на это согласен. Действительно, в гипнотическом состоянии человек может многое совершить не по своей воле, но погрузиться в это состояние против воли невозможно.
Но существует более серьезная проблема. Чтобы подвергнуться чужому влиянию, не обязательно погружаться в глубокий гипнотический сон. А внешнее влияние мы испытываем постоянно, и при этом работают фактически те же механизмы, что и при гипнозе: отключение сознательного контроля, некритичное подчинение внешним (подчас завуалированным) инструкциям. Беда в том, что современный человек все больше превращается из «человека разумного» в «человека ииформатизированного». То есть из существа, самостоятельно воспринимающего и перерабатывающего информацию, которая поступает непосредственно из внешнего мира, он все больше трансформируется в существо, пользующееся искусственно «изготовленной» для него информацией. Природная склонность людей экономить энергию на интеллектуальной работе приводит к тому, что они все охотнее пользуются уже обработанной и «готовой к употреблению» информацией и все меньше обращаются к первичной информации, требующей дополнительных умственных усилий для ее восприятия и понимания. Это привело к тому, что процент высоковнушаемых лиц достиг сегодня невероятно высокого уровня.
К тому же в отсутствие четких нравственных стандартов, когдэ кражи, насилие, всевозможные извращения воспринимаются как будничные явления, значительно ослабевают внутренние поведенческие барьеры, повышается готовность следовать любым примерам и директивам. Чтобы заставить современного подростка ударить кого-то по лицу или публично раздеться, не нужно искать обходных психологических путей: эти действия он уже тысячекратно видел на телеэкране и готов с легкостью совершить их сам.
Человек, который в своих действиях руководствуется собственными твердыми убеждениями, который критично и здраво оценивает все происходящее вокруг, надежно застрахован от зомбирования. Если же убеждения отсутствуют и критичности недостает - желающие заставить нас плясать под свою дудку всегда найдутся. И им не нужна какая-то сверхъестественная сила - достаточно нашей противоестественной слабости. Неужели мы им это позволим?
С другой стороны, можно без преувеличения сказать, что почти каждый из нас в какой-то мере загипнотизирован то ли негативными представлениями, которые он некритически воспринял, то ли ложными идеями, которые пришли ему в голову и которые, как он убедил себя, соответствуют действительности. Эти негативные представления и идеи с такой же силой влияют на наше поведение, как и те, которые внушаются человеку профессиональным гипнотизером. Представим себе, что мы наблюдаем демонстрационный сеанс гипноза, и попробуем разобраться, что происходит в опытах с гипнотическим внушением.