Формирование и развитие
Формирование - придание объекту определенных характеристик.
Формирование схоже с процессом развития в том, что в обоих случаях есть внешние воздействия, производящие изменения. Настоящий источник процесса развития, в отличие от роста, обычно находится извне.
В отличие от личностного роста, происходящего преимущественно изнутри, естественно, развитие личности как процесс производится кем-то - самим человеком, его близкими или обществом.
Отличие в том, что за процессом развития обычно стоит рост, что-то живое, и процесс развития - это качественное изменение, возникновение нового, в этом смысле улучшение. При формировании не смотрят, это живое или нет, и просто влияют до придания определенной формы, соответствия определенным задачам.
Итак,
- Развивают то, что имеет признаки жизни. Формировать можно и не живое: например, глину. Развитие предполагает внутреннюю со-активность того, на кого воздействуют, в случае формирования ее не предполагают либо не учитывают, рассматривая того, на кого воздействуют, как нечто пассивное.
Я пассивен (либо мое естественное движение противно обществу), но из меня делают то, что нужно окружающим и обществу - это формирование. Навык чтения изнутри меня не вырастет - изначально он формируется, а когда ребенку это понравится, он может уже развивать свое умение читать.
- В развитии есть представление о качественных изменениях: в результате развития человек что-то важное в себе улучшает, в результате деградации (противоположность развития) - в человеке что-то исчезает, человек худшеет. В формировании нет задач сделать что-то лучше или хуже - нужно сделать просто нечто определенное под определенные задачи.
В отношении памяти и внимания чаще говорят о формировании (о развитии редко, о росте не говорят), в отношении тела - чаще о росте и развитии (о формировании редко), в отношении личности - одинаково говорят и о росте, и развитии, и о формировании.
У памяти нет внутреннего источника развития, она (по сегодняшним представлениям) формируется как бы извне.
Память формируется постепенно, вначале как животная память, в связи с созреванием нейронных связей и миелинизацией оболочек нейронов: ребенок с первых дней уже отличает маму от всех остальных, с 8 месяцев узнают близких, с года помнят где шкаф с игрушками и что "нельзя". См.→
В процессе жизни человека память меняется: формируется как преимущественно зрительная или кинестетическая, как прекрасная или посредственная. Говорится о формировании, а не о росте, потому что меняется не объем памяти, а способ хранения. Говорится о формировании, а не о развитии, потому что специальным развитием памяти занимается мало кто. Однако, если память сама сформировалась неудовлетворительно, ее могут начинать развивать.