Изменение памяти в процессе человеческой жизни
Ребенок забывает то, что случилось с ним в более раннем возрасте. Результаты исследования показали, что дети 5–7 лет сохраняют в памяти от 63 до 72% ранних воспоминаний, а у 8–9‑летних остается всего 35%. Причина в том, что до 4–5 лет у нас динамичный гиппокамп, который нестабильно хранит информацию. В процессе формирования новых нейронов память может быть нарушена.
У памяти нет внутреннего источника развития, она (по сегодняшним представлениям) формируется как бы извне. Память формируется постепенно, вначале как животная память, в связи с созреванием нейронных связей и миелинизацией оболочек нейронов: ребенок с первых дней уже отличает маму от всех остальных, с 8 месяцев узнают близких, с года помнят где шкаф с игрушками и что "нельзя". При этом, что происходило в нашей жизни у нас до трех лет - обычно не помнит никто, у нас тогда не было той специальной памяти, чтобы это запечатлеть. Эта специальная память, которую можно назвать собственно человеческой памятью, формируется позже, с развитием речи, начиная где-то с трех лет: ребенок уже может рассказывать, что с ним было, и теперь может фиксировать свои впечатления.
Биологические основы памяти
Вспоминает человек, а запоминают - нейроны. Как они работают? Можно ли влиять лекарствами на лучшее запоминание? Можно ли с помощью лекарств забывать ненужное? См.→