Этический кодекс Ассоциации психологов синтон-подхода
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Этический кодекс Ассоциации психологов синтон-подхода отражает специфику работы консультантов, коучей, тренеров и других практических психологов, имеющих дело со взрослыми, здравомыслящими и душевно здоровыми людьми.
Любое действие члена Ассоциации должно быть основано на принципах разумности, развития, добра и любви. Нас объединяет лозунг «Что бы мы ни делали, количество добра в мире должно увеличиваться».
Ведение психологической практики — это проведение коучинга, консультаций, обучающих вебинаров, курсов и тренингов психологической тематики. Учиться в Университете практической психологии можно для себя, не сковывая себя никакими рамками, но если вы хотите получить диплом, вы должны научиться работать в синтон-подходе и соблюдать этику синтон-подхода.
Диплом дает вам право работать как коуч, консультант и тренер в рамках синтон-подхода. Если вы работаете, выходя за эти рамки, вы не можете ссылаться на свой диплом и свое обучение в УПП.
1. Принципы консультирования в синтон-подходе
- Вначале мы смотрим на человека, как на адекватного и здорового. Не превращайте психотерапию в клинику, где здоровых превращают в больных. «Создал проблему, решил проблему, живу на разницу!» — не наш подход. Самая лучшая психотерапия — это Дистанция, где наши клиенты осваивают новые привычки эффективной жизни.
- Куда вести консультацию, решает специалист-психолог, опираясь на запрос клиента и исследование его ситуации. Метод работы: коучинг, экспертное консультирование, использование элементов трансовых техник — определяет специалист-психолог.
- Если человек в позиции Жертвы, переводим его в позицию Автора. Клиент в позиции Жертвы — трудный клиент. Не поощряйте жалобы и разговоры о проблемах, убирайте у клиентов несчастные лица и усталые интонации. Вместе бодро сформулируйте желаемый результат консультации, помогите клиенту включить голову и переведите его в позицию Автора: вдвоем добьетесь результата быстрее.
- Не затягиваем. То, что можно решить быстро, не честно лечить долго.
- Вначале простое. Если проблему клиента можно объяснить простым практичным образом, не нужно привлекать неочевидную психологию.
- Опираемся в первую очередь на твердое. Мы не приучаем клиентов жить чувствами там, где можно включить разум. Внушение тела сильнее, чем внушения словами и образами, поэтому в первую очередь работаем с телом и поведением.
- Настоящее. Если проблему клиента можно решить, работая с настоящим, не следует торопиться работать с прошлым клиента.
- Польза! Даже если не главный вопрос не решим, то клиент от нас уйдет бодрее, чем пришел, а чему-то полезному в любом случае научим.
- Не надо дурить население. В мистику, эзотерику и прошлые жизни не играем, мы приветствуем научный подход и здравый смысл. Характерная для деятельности «волшебников» терминология, приемы и инвентарь — всё это не наше. Мы максимально дистанцируемся от деятельности колдунов и сторонников сверхъестественного знания. Если вы хотите играть в эзотерику, не предъявляйте диплом Университета. Там, где вы предъявляете диплом Университета, работайте так, как вас в Университете учили.
Подробнее см. «Синтон-подход».
1. Этика консультирования
1.1. Общие положения
Консультацией является беседа и оказание психологической помощи, когда это объявлено консультацией, консультант представился как консультант, обозначил ожидаемый гонорар и получил явное согласие теперь уже клиента. Неформальные разговоры за пределами этих условий консультацией не являются.
- Психологи синтон-подхода (коучи, консультанты и тренеры — далее просто «консультанты») обязаны давать достоверную информацию о своей подготовке и квалификации. Утаивать, темнить, подразумевать или преувеличивать свою квалификацию — недопустимо.
- До начала консультации консультанты обязаны ставить клиентов в известность о своих гонорарах, условиях и методах работы.
- Консультанты обязаны оговаривать необходимую для клиента конфиденциальность и выполнять договоренности по конфиденциальности при передаче информации, касающейся клиента, каким-либо третьим лицам. Кроме того, консультанты создают ясное понимание, когда конфиденциальность не будет соблюдена (например, незаконная деятельность, риск для здоровья окружающих итп).
- Если консультант с помощью консультации решает не только проблемы клиента, но и проводит какие-либо собственные исследования по сути за его деньги, рекомендуется согласовать это с клиентом.
- Консультировать своих близких, друзей, коллег и родственников — можно, а вступать с ними финансовые отношения — не рекомендуется. При этом может быть целесообразно заключить договоренность «клиент-консультант», чтобы консультация не превращалась в «беседу на кухне».
- Насколько консультант и его клиенты — взрослые и сохраняющие здравомыслие душевно здоровые люди, настолько они в своих взаимодействиях могут сочетать не только профессиональные, но и личные отношения. Пока консультант не имеет достаточного опыта и не может отвечать за полное здравомыслие свое и клиента, недопустимо вступать в личные и сексуальные отношения с клиентами, занимать деньги и пр. Хотите начать личные отношения с клиентом — прекратите отношения профессиональные и подождите два месяца.
- Любая форма публикации материалов консультации должна охранять анонимность клиентов, охраняя его репутацию и его финансовые интересы. При этом материалы, где имя клиента изменено и ситуация изложена так, что этот случай мог произойти с кем угодно, могут публиковаться свободно.
- Видео и аудиозаписи могут быть сделаны только с согласия клиента. Для целей учебы и повышения квалификации консультантов эти материалы могут быть опубликованы без согласия клиента, но только в закрытых от широкой публики источниках.
- Если консультанты ощущают, что ценность его консультирования снизилась и не приносит должного эффекта, то предлагают внести изменения в отношения, например, воспользоваться другим методом или услугами другого специалиста, или прекратить отношения.
- Консультанты обеспечивают постоянное качество консультирования в любых взаимоотношениях независимо от объема или формы вознаграждения.
1.2. Рамки профессиональной компетентности
1. Консультант не имеет права выходить за рамки своей профессиональной компетентности и выступает в качестве эксперта только там, где он имеет специальное образование и достаточный опыт. Если вы не врач, вы не можете прописывать лекарства. Если вы не специалист в детской психологии, вы не можете ставить ребенку диагноз.
2. Если консультант понимает, что клиент не является психически здоровым человеком, он может его консультировать только с согласия психиатра, занимающегося его клиентом.
3. При работе с любым заболеванием консультант работает вместе с врачом и ни в коем случае его не подменяет. Ориентация клиента не сотрудничать с нормальной медициной и заниматься психологическим самолечением — грубейшее нарушение этики консультирования.
4. Консультант может давать рекомендации только в тех областях, где он действует независимо и объективно. Если вы по жизни занимаетесь сетевым бизнесом, нельзя использовать консультации для продажи своей продукции.
5. Может ли консультант выходить за рамки запроса клиента и направлять его на решение вопросов, которые клиент не поднимал? Да. Когда вы приходите к врачу и на что-то жалуетесь, врач выслушает вас, но назначит лечение на основе собственных выводов. Если вы понимаете, что запрос клиента не связан с его настоящей проблемой, вы имеете право обсудить это с клиентом и начать двигать его в нужную сторону. Если запрос клиента противоречит этическим взглядам консультанта, консультант имеет право отказаться от консультирования этого клиента.
2. Этика тренинговой работы
2.1. Обязанность предупреждать участников о методах работы
Наши клиенты и участники тренингов являются взрослыми и душевно здоровыми людьми, способными держать в том числе высокие нагрузки и быть заинтересованными в интенсивном обучении, предполагающем, в том числе, жесткие и провокативные методы работы. Однако использование жестких и провокативных методов работы возможно только в случае предварительного информирования участников об этом и их явного на то согласия. Любой участник в любой момент может выйти из тренингового процесса, если счел происходящее на тренинге слишком трудным для своего состояния.
Тренер обязан предупредить участников тренинга, если он намерен производить съемку\запись занятия, а также рассказать клиенту, в каких целях это делается, как информация будет использована и проводить запись только с согласия клиента. Мы обязаны обеспечить неразглашение личных данных клиента и сохранение анонимности, если клиент этого хочет.
2.2. Сохранение контроля участников за возможностью собственного выбора
Мы работаем со взрослыми и душевно здоровыми людьми, которые имеют собственные ценности и взгляды и имеют право на выбор собственного пути в жизни и собственных решений. В целях уважения этого права участников, не допускается использование специальных методов, уменьшающих возможность участников контролировать свою жизнь и осуществлять собственный выбор. К таким специальным методам мы относим 1) жесткий негативный прессинг со стороны ведущего и участников группы в случае несогласия участника с чем-то, происходящим в процессе тренинговой работы, 2) лишение участников нормального режима бодрствования и сна.
2.3. Конфессиональная нейтральность
Каждый взрослый человек имеет право на свои убеждения и религиозные взгляды. В работе тренера не допускается пропаганда религиозных убеждений и тех или иных религиозных взглядов (а также теософских и эзотерических знаний) без предварительного информирования участников об этом и их явного на то согласия. Любой участник в любой момент может выйти из тренингового и другого психологического процесса, если счел происходящее несовместимым со своими взглядами и убеждениями.
3. Этика коучинговой работы
3.1. Коучинг — это метод недирективного взаимодействия, в котором коуч с помощью открытых вопросов помогает клиенту решить запрос на внутреннее изменение и тем самым достичь поставленных клиентом целей.
3.2. До или во время первой встречи коуч объясняет, что такое коучинг, чем он отличается от других подходов, какие запросы подлежат коучингу, а какие нет, и поясняет возможность сочетания коучинга с другими подходами. В случае необходимости перенаправляет к другим специалистам или предлагает другой вид своих услуг.
3.3. Коуч создает соглашение (контракт), учитывая роли, ответственность и права всех сторон, вовлечённых во взаимодействие с клиентом, до начала оказания услуг. В случае, если коуч использует в жизни или сессии лишь элементы коучинга — соглашение можно не заключать (Пример: в рамках консультирования применяет вопросы коучинга; или на работе применяет с сотрудниками элементы коучинговых бесед).
4. Этика поведения
Высшей инстанцией, разбирающей этику поведения студентов УПП и психологов синтон-подхода, является руководство Университета практической психологии.
4.1. Студенты УПП и психологи синтон-подхода обязаны помнить, что по их поведению клиенты судят и о других членах сообщества, и о представителях данной профессии в целом. Консультанты и тренеры заботятся о своей репутации и ведут такой образ жизни, чтобы не создавать негативного образа психолога-тренера, не портить проявлением своей личной свободы репутацию своим коллегам, воздерживаются от любого поведения, которое может быть вредным для их клиентов, для профессии, коллег или стажеров. Они помнят, что личность психолога-тренера является образцом для многих участников тренингов, и, стремясь к совершенствованию своей жизни и показывая пример нравственности, тем самым помогают участникам в их росте и развитии.
4.2. Мы исходим из того, что психологи синтон-подхода — люди адекватные и профессионалы высокого класса. Каждый психолог имеет свои взгляды, ценности и свой профессиональный подход, и это совершенно нормально: мы уважаем взгляды друг друга и публично не высказываемся негативно о профессиональной работе (консультации либо тренингах) других наших коллег. Если вы считаете, что кто-то из коллег-консультантов или тренеров где-то работает некорректно, непрофессионально, поднимите этот вопрос внутри сообщества с целью обсуждения и решения. Столкнувшись с нежелательным, опасным для профессии или общественности поведением коллеги, мы не пишем об этом в публичное пространство, а говорим с коллегой, разбираемся, в случае необходимости — обращаемся к руководству УПП. Итого: либо мы высказываемся о коллегах корректно, либо кому-то нужно наше сообщество покинуть.
4.3. Психологи синтон-подхода общаются и взаимодействуют как между собой, так и с сотрудниками Университета так, как их учили в УПП: с нами всегда позитив, конструктив, ответственность, между нами уважение, сотрудничество и взаимопомощь. Неуважительное отношение, так же как обиды, конфликтогены и мстюльки — невозможны и запрещены. Если мягкое конструктивное поведение в конфликте его не решает, психолог синтон-подхода обязан обратиться к руководству УПП. Решение руководства УПП является обязательным, в противном случае УПП оставляет за собой право разместить в публичном пространстве информацию о том, что выданный диплом он считает недействительным.