Этический кодекс Ассоциации психологов синтон-подхода

30 декабря 2021 г. в 15:34

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

Этический кодекс Ассоциации психологов синтон-подхода отражает специфику работы консультантов, коучей, тренеров и других практических психологов, имеющих дело со взрослыми, здравомыслящими и душевно здоровыми людьми.

Любое действие члена Ассоциации должно быть основано на принципах разумности, развития, добра и любви. Нас объединяет лозунг «Что бы мы ни делали, количество добра в мире должно увеличиваться».

Ведение психологической практики — это проведение коучинга, консультаций, обучающих вебинаров, курсов и тренингов психологической тематики. Учиться в Университете практической психологии можно для себя, не сковывая себя никакими рамками, но если вы хотите получить диплом, вы должны научиться работать в синтон-подходе и соблюдать этику синтон-подхода.

Диплом дает вам право работать как коуч, консультант и тренер в рамках синтон-подхода. Если вы работаете, выходя за эти рамки, вы не можете ссылаться на свой диплом и свое обучение в УПП.

1. Принципы консультирования в синтон-подходе

  1. Вначале мы смотрим на человека, как на адекватного и здорового. Не превращайте психотерапию в клинику, где здоровых превращают в больных. «Создал проблему, решил проблему, живу на разницу!» — не наш подход. Самая лучшая психотерапия — это Дистанция, где наши клиенты осваивают новые привычки эффективной жизни.
  2. Куда вести консультацию, решает специалист-психолог, опираясь на запрос клиента и исследование его ситуации. Метод работы: коучинг, экспертное консультирование, использование элементов трансовых техник — определяет специалист-психолог.
  3. Если человек в позиции Жертвы, переводим его в позицию Автора. Клиент в позиции Жертвы — трудный клиент. Не поощряйте жалобы и разговоры о проблемах, убирайте у клиентов несчастные лица и усталые интонации. Вместе бодро сформулируйте желаемый результат консультации, помогите клиенту включить голову и переведите его в позицию Автора: вдвоем добьетесь результата быстрее.
  4. Не затягиваем. То, что можно решить быстро, не честно лечить долго.
  5. Вначале простое. Если проблему клиента можно объяснить простым практичным образом, не нужно привлекать неочевидную психологию. 
  6. Опираемся в первую очередь на твердое. Мы не приучаем клиентов жить чувствами там, где можно включить разум. Внушение тела сильнее, чем внушения словами и образами, поэтому в первую очередь работаем с телом и поведением. 
  7. Настоящее. Если проблему клиента можно решить, работая с настоящим, не следует торопиться работать с прошлым клиента. 
  8. Польза! Даже если не главный вопрос не решим, то клиент от нас уйдет бодрее, чем пришел, а чему-то полезному в любом случае научим. 
  9. Не надо дурить население. В мистику, эзотерику и прошлые жизни не играем, мы приветствуем научный подход и здравый смысл. Характерная для деятельности «волшебников» терминология, приемы и инвентарь — всё это не наше. Мы максимально дистанцируемся от деятельности колдунов и сторонников сверхъестественного знания. Если вы хотите играть в эзотерику, не предъявляйте диплом Университета. Там, где вы предъявляете диплом Университета, работайте так, как вас в Университете учили.

Подробнее см. «Синтон-подход».

1. Этика консультирования

1.1. Общие положения

Консультацией является беседа и оказание психологической помощи, когда это объявлено консультацией, консультант представился как консультант, обозначил ожидаемый гонорар и получил явное согласие теперь уже клиента. Неформальные разговоры за пределами этих условий консультацией не являются.

  1. Психологи синтон-подхода (коучи, консультанты и тренеры — далее просто «консультанты») обязаны давать достоверную информацию о своей подготовке и квалификации. Утаивать, темнить, подразумевать или преувеличивать свою квалификацию — недопустимо.
  2. До начала консультации консультанты обязаны ставить клиентов в известность о своих гонорарах, условиях и методах работы.
  3. Консультанты обязаны оговаривать необходимую для клиента конфиденциальность и выполнять договоренности по конфиденциальности при передаче информации, касающейся клиента, каким-либо третьим лицам. Кроме того, консультанты создают ясное понимание, когда конфиденциальность не будет соблюдена (например, незаконная деятельность, риск для здоровья окружающих итп).
  4. Если консультант с помощью консультации решает не только проблемы клиента, но и проводит какие-либо собственные исследования по сути за его деньги, рекомендуется согласовать это с клиентом.
  5. Консультировать своих близких, друзей, коллег и родственников — можно, а вступать с ними финансовые отношения — не рекомендуется. При этом может быть целесообразно заключить договоренность «клиент-консультант», чтобы консультация не превращалась в «беседу на кухне».
  6. Насколько консультант и его клиенты — взрослые и сохраняющие здравомыслие душевно здоровые люди, настолько они в своих взаимодействиях могут сочетать не только профессиональные, но и личные отношения. Пока консультант не имеет достаточного опыта и не может отвечать за полное здравомыслие свое и клиента, недопустимо вступать в личные и сексуальные отношения с клиентами, занимать деньги и пр. Хотите начать личные отношения с клиентом — прекратите отношения профессиональные и подождите два месяца. 
  7. Любая форма публикации материалов консультации должна охранять анонимность клиентов, охраняя его репутацию и его финансовые интересы. При этом материалы, где имя клиента изменено и ситуация изложена так, что этот случай мог произойти с кем угодно, могут публиковаться свободно.
  8. Видео и аудиозаписи могут быть сделаны только с согласия клиента. Для целей учебы и повышения квалификации консультантов эти материалы могут быть опубликованы без согласия клиента, но только в закрытых от широкой публики источниках.
  9. Если консультанты ощущают, что ценность его консультирования снизилась и не приносит должного эффекта, то предлагают внести изменения в отношения, например, воспользоваться другим методом или услугами другого специалиста, или прекратить отношения. 
  10. Консультанты обеспечивают постоянное качество консультирования в любых взаимоотношениях независимо от объема или формы вознаграждения.  

1.2. Рамки профессиональной компетентности

1. Консультант не имеет права выходить за рамки своей профессиональной компетентности и выступает в качестве эксперта только там, где он имеет специальное образование и достаточный опыт. Если вы не врач, вы не можете прописывать лекарства. Если вы не специалист в детской психологии, вы не можете ставить ребенку диагноз.

2. Если консультант понимает, что клиент не является психически здоровым человеком, он может его консультировать только с согласия психиатра, занимающегося его клиентом. 

3. При работе с любым заболеванием консультант работает вместе с врачом и ни в коем случае его не подменяет. Ориентация клиента не сотрудничать с нормальной медициной и заниматься психологическим самолечением — грубейшее нарушение этики консультирования.

4. Консультант может давать рекомендации только в тех областях, где он действует независимо и объективно. Если вы по жизни занимаетесь сетевым бизнесом, нельзя использовать консультации для продажи своей продукции. 

5. Может ли консультант выходить за рамки запроса клиента и направлять его на решение вопросов, которые клиент не поднимал? Да. Когда вы приходите к врачу и на что-то жалуетесь, врач выслушает вас, но назначит лечение на основе собственных выводов. Если вы понимаете, что запрос клиента не связан с его настоящей проблемой, вы имеете право обсудить это с клиентом и начать двигать его в нужную сторону. Если запрос клиента противоречит этическим взглядам консультанта, консультант имеет право отказаться от консультирования этого клиента.

2. Этика тренинговой работы

2.1. Обязанность предупреждать участников о методах работы

Наши клиенты и участники тренингов являются взрослыми и душевно здоровыми людьми, способными держать в том числе высокие нагрузки и быть заинтересованными в интенсивном обучении, предполагающем, в том числе, жесткие и провокативные методы работы. Однако использование жестких и провокативных методов работы возможно только в случае предварительного информирования участников об этом и их явного на то согласия. Любой участник в любой момент может выйти из тренингового процесса, если счел происходящее на тренинге слишком трудным для своего состояния.

Тренер обязан предупредить участников тренинга, если он намерен производить съемку\запись занятия, а также рассказать клиенту, в каких целях это делается, как информация будет использована и проводить запись только с согласия клиента. Мы обязаны обеспечить неразглашение личных данных клиента и сохранение анонимности, если клиент этого хочет.

2.2. Сохранение контроля участников за возможностью собственного выбора

Мы работаем со взрослыми и душевно здоровыми людьми, которые имеют собственные ценности и взгляды и имеют право на выбор собственного пути в жизни и собственных решений. В целях уважения этого права участников, не допускается использование специальных методов, уменьшающих возможность участников контролировать свою жизнь и осуществлять собственный выбор. К таким специальным методам мы относим 1) жесткий негативный прессинг со стороны ведущего и участников группы в случае несогласия участника с чем-то, происходящим в процессе тренинговой работы, 2) лишение участников нормального режима бодрствования и сна.

2.3. Конфессиональная нейтральность

Каждый взрослый человек имеет право на свои убеждения и религиозные взгляды. В работе тренера не допускается пропаганда религиозных убеждений и тех или иных религиозных взглядов (а также теософских и эзотерических знаний) без предварительного информирования участников об этом и их явного на то согласия. Любой участник в любой момент может выйти из тренингового и другого психологического процесса, если счел происходящее несовместимым со своими взглядами и убеждениями. 

3. Этика коучинговой работы

3.1. Коучинг — это метод недирективного взаимодействия, в котором коуч с помощью открытых вопросов помогает клиенту решить запрос на внутреннее изменение и тем самым достичь поставленных клиентом целей.

3.2. До или во время первой встречи коуч объясняет, что такое коучинг, чем он отличается от других подходов, какие запросы подлежат коучингу, а какие нет, и поясняет возможность сочетания коучинга с другими подходами. В случае необходимости перенаправляет к другим специалистам или предлагает другой вид своих услуг. 

3.3. Коуч создает соглашение (контракт), учитывая роли, ответственность и права всех сторон, вовлечённых во взаимодействие с клиентом, до начала оказания услуг. В случае, если коуч использует в жизни или сессии лишь элементы коучинга — соглашение можно не заключать (Пример: в рамках консультирования применяет вопросы коучинга; или на работе применяет с сотрудниками элементы коучинговых бесед). 

4. Этика поведения

Высшей инстанцией, разбирающей этику поведения студентов УПП и психологов синтон-подхода, является руководство Университета практической психологии. 

4.1. Студенты УПП и психологи синтон-подхода обязаны помнить, что по их поведению клиенты судят и о других членах сообщества, и о представителях данной профессии в целом. Консультанты и тренеры заботятся о своей репутации и ведут такой образ жизни, чтобы не создавать негативного образа психолога-тренера, не портить проявлением своей личной свободы репутацию своим коллегам, воздерживаются от любого поведения, которое может быть вредным для их клиентов, для профессии, коллег или стажеров. Они помнят, что личность психолога-тренера является образцом для многих участников тренингов, и, стремясь к совершенствованию своей жизни и показывая пример нравственности, тем самым помогают участникам в их росте и развитии. 

4.2. Мы исходим из того, что психологи синтон-подхода — люди адекватные и профессионалы высокого класса. Каждый психолог имеет свои взгляды, ценности и свой профессиональный подход, и это совершенно нормально: мы уважаем взгляды друг друга и публично не высказываемся негативно о профессиональной работе (консультации либо тренингах) других наших коллег. Если вы считаете, что кто-то из коллег-консультантов или тренеров где-то работает некорректно, непрофессионально, поднимите этот вопрос внутри сообщества с целью обсуждения и решения. Столкнувшись с нежелательным, опасным для профессии или общественности поведением коллеги, мы не пишем об этом в публичное пространство, а говорим с коллегой, разбираемся, в случае необходимости — обращаемся к руководству УПП. Итого: либо мы высказываемся о коллегах корректно, либо кому-то нужно наше сообщество покинуть.

4.3. Психологи синтон-подхода общаются и взаимодействуют как между собой, так и с сотрудниками Университета так, как их учили в УПП: с нами всегда позитив, конструктив, ответственность, между нами уважение, сотрудничество и взаимопомощь. Неуважительное отношение, так же как обиды, конфликтогены и мстюльки — невозможны и запрещены. Если мягкое конструктивное поведение в конфликте его не решает, психолог синтон-подхода обязан обратиться к руководству УПП. Решение руководства УПП является обязательным, в противном случае УПП оставляет за собой право разместить в публичном пространстве информацию о том, что выданный диплом он считает недействительным.

Файлы:
  • Этический кодекс
  • УПП
  • Синтон-подход
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (1):

Вячеслав Баженов, 08 октября 2023 г. в 20:46
Странно, почему эта статья не добавлена к уроку 2.13 "Основы Синтон-подхода"

Материалы по теме:

31 авг. 2019 г.
Психология Синтон-подхода: «Позитив, конструктив, ответственность»
Интервью Анны Литовкиной с профессором Н.И. Козловым, ректором Университета практической психологии.
15 февр. 2021 г.
Синтон-подход (закрытый архив)
Манифест Синтон-подхода.
10 сент. 2022 г.
Франшиза УПП
Этика профессионального взаимодействия среди психологов синтон-подхода. Кто за что должен платить?