Если ребенок — пессимист (Добсон)
Автор Дж. Добсон
Наш шестилетний сын страшный пессимист. Он постоянно хмурый и неприветливый. Он способен повергнуть в уныние всю семью. Все наши попытки изменить его поведение не дали никаких результатов, а его настроение и отношение к окружающим становятся только более мрачными и сердитыми. Что нам с ним делать?
Задача родителей при общении с таким ребенком в первую очередь состоит в определении воспитательного метода, способного изменить его состояние. Если возникают даже малейшие позитивные изменения, то их необходимо поддержать и закрепить. Взгляд на жизнь, отношение к окружающим шестилетнего ребенка имеют абстрактный смысл, который он не в состоянии осознать в полной мере. Поэтому нужно создать некую систему, которая помогла бы прояснить и конкретизировать соответствующие цели в сознании ребенка. Чтобы помочь в этом родителям, я придумал «Диаграмму отношений», которая позволяет перевести эти тонкие, деликатные аспекты поведения и отношений на язык конкретных математических значений. Пожалуйста, заметьте следующее. Система, которая предлагается, не подходит к оценке состояния ребенка, у которого просто сегодня плохое настроение или который временно ведет себя в неприятной манере из-за того, что болен, устал или что-то у него случилось. Систему надо рассматривать как вспомогательный инструмент, который может помочь устранить устойчивое негативное и неуважительное отношение ребенка к окружающим, а взрослым осмыслить суть проблемы.
Нужно начертить эту диаграмму и сделать достаточное количество копий, так как ежедневно будет требоваться отдельный листок. Поместите число X в соответствующем квадрате для каждой категории, а затем сложите все значения, полученные к моменту укладывания ребенка в постель. Такое подведение итогов перед сном должно казаться ребенку объективным. Но родители могут повлиять на результат, заранее рассчитав, каким он должен быть (это называется «уловкой»). Мама и папа могут пожелать результата в первый день - 18 очков. С трудом избежав наказания, ребенок почувствует необходимость подтянуться на следующий день. Однако следует подчеркнуть особо, что использование системы не даст никаких результатов, если непослушный ребенок не получит наказания, которое он заслужил, а также если, изо всех сил стараясь улучшить свое поведение, он не получит обещанного вознаграждения или одобрения от остальных членов семьи. Предложенный подход - это, скорее всего, метод «кнута и пряника», используемый для исправления отношения ребенка к окружающим, причем в той форме, которая поможет ребенку понять и запомнить предъявляемые ему требования.
Если ребенок не может освоиться с числовыми показателями, то в этом случае будут полезными графики итоговых значений, накапливаемых день за днем (см. диаграмму).
Наверное, не всем родителям понравится эта система, поэтому они не станут использовать ее на практике. Конечно, родители покладистых, благополучных детей не нуждаются в такой системе. Однако матери и отцы, имеющие детей с замкнутым, мрачным характером, вечно плохим настроением, надеюсь, быстро оценят наше предложение. Если ситуация осложняется, то попробуйте воспользоваться этой системой, а если нет, то оставьте ее «про запас».