Экстраверт и поверхностность
Эстраверта часто путают с поверхностным человеком и болтуном. Действительно, экстравертность помогает общительности, и легкость общения нередко провоцирует увлечение экстравертом именно этой стороной жизни. Однако и среди интровертов есть поверхностные болтуны, и среди экстравертов есть глубокие и вдумчивые люди.
По всей видимости, приписывание экстравертам черт поверхностности и болтливости — влияние взглядов Ганса Айзенка, который интерпретировал экстраверсию-интроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения. Согласно взглядам Г. Айзенка, для экстравертов характерны медленное формирование возбуждения, его слабость и быстрое формирование реактивного торможения, его сила и устойчивость, для интровертов же — быстрое формирование возбуждения, его сила (это связано с лучшим образованием у них условных рефлексов и их обучением) и медленное формирование реактивного торможения, слабость и малая устойчивость. Несмотря на то, что взгляды Айзенка на интроверсию и экстраверсию получили определенное распространение, более правильным было бы уточнить терминологию и описанные Айзенком типы темпераментов не связывать с понятиями экстраверсии и интроверсии в практической психологии. Смотри Экстраверт и Интроверт по Айзенку
С другой стороны, поверхностные люди, если они еще любят поболтать, обычно ищут тех, кто бы их послушал, и тогда предпочитают быть не в одиночестве, а в компании. Соответственно, болтуны (скорее всего, и хорошо бы проверить это экспериментально) чаще экстраверты. Однако если перед нами глубокий и вдумчивый, не склонный к болтовне человек, то, повторим, из этого не следует ни то, что он интроверт, ни что он экстраверт.
Резюме
- Поверхностный болтун — чаще экстраверт.
- Поверхностный переживатель (переживательная личность) — чаще интроверт.
- Глубокие люди, люди высокого уровня личностного развития с равной вероятностью могут оказаться как интровертами, так и экстравертами.