Дисциплина в разные периоды жизни ребенка
Автор: А. Гиппиуc
По книге Виктора Клайна «Как подготовить ребенка к жизни»
Определение
А они ко мне: «Дружок,
Ляг, лапуся, на бочок!»
А они ко мне: «Голубчик,
Ешь скорее, стынет супчик!»
Я такое обращенье
Ненавижу! Не терплю!
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.
С Михалков
Дети не могут любить и уважать своих родителей, если те слабы и нерешительны. В этом случае они просто садятся им на шею и начинают манипулировать ими без зазрения совести. И не рассчитывайте на то, что у них проснется совесть! Не проснется. Если вы подставите им свою шею, они на нее усядутся и ножки свесят.
Но хуже всего даже не это. Гораздо опаснее то, что подобная схема взаимоотношений станет для ваших детей привычной, и они будуг стараться сесть на шею и манипулировать всеми, с кем будут пересекаться в своей жизни. Недисциплинированные, безответственные, грубые, невоспитанные... Вы лично испытываете симпатию к таким людям? Вот и другие люди не испытывают. Не будем обрекать своих детей на нелюбовь окружающих, а приучим их к дисциплине.
Дисциплина - это не наказания. Наказания - лишь один из способов коррекции, когда дисциплина захромала. А сама дисциплина - это просто умение контролировать свои порывы и побуждения, делать не то, что хочется в данный момент, а то, что нужно. Дисциплина, смягченная любовью, учит детей приспосабливать свое поведение к требованиям общества. Вот и давайте учить этому наших детей.
Наши верные друзья «Нельзя!», «Не смей!» и «Стыдись!»
Совсем маленьких детей, лет до трех, к дисциплине можно приучать мягко и ненавязчиво. В первую очередь, им нужно обеспечить возможность расходовать свою неуемную энергию, ведь лет до трех эти «перпетумы мобиле» двигаются безостановочно. Если они шалят, их можно мягко приструнить. Главное, чтобы вы им разъясняли правила, которые действуют в вашей семье и которые он должен соблюдать. Например, внятно говорите: «Спички брать нельзя». Если вы уверены, что это сказали и что он понял, о чем идет речь, то вы имеете все основания требовать соблюдения этого правила. Если же он все же хватает спички, можно и подшлепнуть по попе. Ничего страшного не произойдет, а мгновенная легкая боль просигналит владельцу попы, что он сделал что-то не то. Конечно, лучше облегчить себе жизнь и по возможности убрать из поля зрения маленького разрушителя опасные и хрупкие предметы.
С трех до пяти лет Клайн предлагает устроить «комнату отдыха», место, куда можно отправить ребенка, если он начинает всерьез безобразничать. Можно использовать для этой цели, например, ванную комнату: место скучноватое, без игрушек и развлечений, зато знакомое, поэтому нестрашное. Смысл комнаты отдыха в том, что ребенок побудет там, где сможет успокоиться. Поставьте будильник, таймер, «напоминалку» на мобильнике так, чтобы, когда время «отсидки» истечет, раздавался звонок, слышный и вам, и ребенку. А лучше направляйте энергию ребенка на полезные и интересные дела. И еще одно ценное замечание. В этом возрасте дети делаются падки на положительные подкрепления, они уже умеют устанавливать связь между своими действиями и их последствиями. Поэтому можно эффективно хвалить, поощрять, обнимать за хорошее поведение, можно даже нарисовать «таблицу заслуг» и повесить на стенку, разрисовав звездочками и цветочками. Нельзя только одно: игнорировать хорошее поведение и обращать на ребенка внимание только тогда, когда он ведет себя неправильно. В этом случае вы будете просто вынуждать его вести себя плохо, чтобы привлечь к себе хотя бы отрицательное, но внимание любимых родителей.
От шести до двенадцати применяется железный закон причин и следствий. Если закончена работа, можно идти гулять. Если сделаны уроки, можно смотреть телевизор. Отлично действует таблица поощрений, где четко прописаны баллы за каждое выполненное дело. Лучше не помещать туда слишком много пунктов, а сосредоточиться на том, что вы реально хотите достичь в ближайшее время. И поставьте ребенка в известность, что именно он получит за определенное количество баллов. Конечно, это должно быть нечто желанное для него, а не для вас. Бессмысленно пообещать новые носки за ежедневную чистку зубов. Нормальная реакция нормального ребенка в этом случае будет: «Дураков нет!», пусть он этого и не скажет вслух, но уж подумает обязательно. В этом возрасте на маленьких обезьянок особенно животворно действует старый, как мир, способ «делай, как я!». Если вы хотите, чтобы ваши дети были приветливыми, вежливыми, общительными, деликатными, - будьте такими сами. Другого пути нет. Если вы будете, как злобная фурия, налетать на детей, требуя вежливости и доброты, не удивляйтесь, что вас постигнет неизбежное фиаско.
Разумеется, самое лучшее, что может приучить к дисциплине, - это логические последствия неправильных действий. Если к определенному часу уроки не сделаны, ясно, что семья уходит на вечернюю прогулку без сына. Делу время, потехе час! И если дочку дважды позвали ужинать, а она не пришла, то ее тарелку убирают, и девочка ложится спать натощак. При таком подходе у ребенка всегда есть выбор. Он знает, к чему приведет определенное поведение, и может сам решить, стоит ли игра свеч. А родители могут сохранять олимпийское спокойствие и не сердиться на ребенка, не изобретать для него наказаний, ведь он оказывается наказанным естественным ходом событий. Просто, удобно, логично и эффективно!
Вот как Виктор Клайн завершает главу о дисциплине: «Дисциплина хороша и необходима, без нее вы не вырастите здоровых детей-победителей. Она нужна для того, чтобы научить и натренировать детей для будущей жизни в нашем сложном мире. Если все делается правильно, дисциплина помогает молодому человеку обрести внутренний контроль и независимость.
Главное в жизни ребенка – любовь
Все сказанное здесь справедливо при одном непременном условии: если ребенок живет в любящей семье. То есть в такой семье, где любят его самого и всех остальных. Что родители любят своего ребенка, это естественно. О том, как проявлять любовь к нему, написано немало. Но вот что хочется подчеркнуть особенно, это необходимость взаимной любви родителей, которую должны видеть их дети, в которой у них не должно быть ни тени сомнения. См. →