Так кто же он, победитель
Автор: А. Гиппиуc
Статья написана по книге Виктора Клайна «Как воспитать победителя», в русском переводе «Как подготовить ребенка к жизни»
Все мы родом из детства
Начало жизненного успеха
Исследование показало, что большинство победителей воспитывалось в полных семьях. Причем отец был настоящим главой семьи. Он отвечал за семью, принимал решения, поддерживал порядок. Отцовский авторитет был неколебим. При этом у мальчика, которому суждено было стать бойцом, всегда поддерживались с отцом теплые, доверительные отношения. Отец не жалел времени на семью и сыновей, и, как показало исследование, это время окупилось сполна - сыновья такого отца были просто обречены на жизненный успех.
В семье бойца мать всегда воспринималась сыном как мягкая, нежная, заботливая, женственная, пусть даже иногда излишне хлопотливая и несколько заполошная. Словом, семейные роли были распределены традиционно, и эта структура была детям ясна.
Семья бойца отличалась тем, что авторитет родителей был для детей непререкаем, дети ставились в четкие дисциплинарные рамки, всегда имели определенные обязанности и контролировались старшими. При этом атмосфера была не военизированной, а, напротив, теплой, детей любили, к ним прислушивались, им предоставлялось широкое поле деятельности. Детей побуждали пробовать себя в разных областях. При этом родители добивались максимального качества выполнения всех дел, за которые брались их дети.
Напротив, в семьях, из которых вышли не-бойцы, неудачники, процветала безалаберность, «богемность»; у детей, да часто и у взрослых, не было постоянных обязанностей и обязательств перед семьей и окружающими. Часто, хотя и не всегда (примерно в 40% случаев), неудачники воспитывались одной матерью. Но даже если отец и присутствовал в такой семье, то он либо занимал подчиненное положение, был подкаблучником, либо мало интересовался своей семьей и детьми, занимаясь исключительно зарабатыванием денег или какими-либо собственными делами.
Таким образом, исследование установило два основных фактора, благодаря которым из мальчика вырастает боец, победитель: сильный любящий отец и сочетание строгой дисциплины с широким полем разнообразной деятельности ребенка.
Между прочим, американский психолог Виктор Клайн считает, что, хотя исследование проводилось исключительно на мужчинах, все то же самое стопроцентно приложимо к жизненным сценариям, поведению и воспитанию девушек.
Так кто же он, победитель?
Давайте теперь определим, кого же мы, вслед за д-ром Клайном, будем называть победителем. Конечно, про солдат мы рассказывали лишь для примера. Пусть способности наших детей проявляются исключительно в мирных условиях. Поэтому определим, что же считать победой, успехом в жизни. Кто-то полагает, что жизнь прожита не зря, если ты нажил богатство или приобрел звания и почет, или достиг вершин власти. Для кого-то успех - эмигрировать в ту же Америку, выйти замуж за принца. Кто-то с удовольствием обойдет всех конкурентов и устроится на высокооплачиваемую работу. Победа? Для кого-то - безусловно.
Можно считать победой в жизни, если каждый прожитый тобой день будет демонстрировать твое превосходство над окружающими. Если снова и снова ты будешь убеждаться: я умнее, я успешнее, я больше зарабатываю, я женился удачнее, я получил работу лучше, начальство ценит меня выше, чем остальных. Такие победы вполне очевидны и, несомненно, демонстрируют явные качества борца и победителя.
Однако д-р Клайн имеет в виду совершенно другое: его не интересует, насколько обгонят его дети своих сверстников в погоне за жизненными благами. Он учит своих детей одерживать победы над самим собой, достойно решать встающие перед ними проблемы и принимать вызов, от кого бы и от чего бы он ни исходил.
Победитель - тот, кто познал глубинный смысл жизни, свое предназначение, кто обрел уверенность в своих силах, спокойное мужество. Победитель способен отдать без сожаления и принять с благодарностью, с несчастиями он справляется достойно и умеет сразу же забывать о них.
Окружающие инстинктивно ощущают в победителях уверенность и целеустремленность. Но это ни в коем случае не лихорадочное стремление к цели, не вызывающее тщеславие, это, скорее, свет и сияние, идущие из глубины души, способ выражения таланта, которому нельзя научить. Таким людям уготован особый путь, а какой именно - они решают сами. Они обладают способностью видеть себя со стороны и знают, что в их жизни все получится, они чувствуют себя хозяевами своей судьбы. Победители обладают способностью к самоорганизации и, выбрав вид деятельности, занимаются ею увлеченно. Таким людям работа приносит глубочайшее внутреннее удовлетворение.
Д-р Клайн пишет: «Мы с Луиз уверены в одном: вырастить детей победителями - задача вполне реальная для большинства родителей, во всяком случае, при желании родители могут намного повысить у своих детей «коэффициент победителя»... Мы экспериментировали, часто добивались успехов, иногда терпели неудачи. Но никогда не отступали!»
Наши с вами дети могут вырасти победителями. Давайте попробуем научиться у Виктора и Луиз Клайн тому, что можем сделать мы с вами. Давайте вглядимся в жизненное кредо этого американца и возьмем на вооружение то, что будет полезно нашим детям.
Компетентность победителя
Существует четыре занятия, в которых неудачники компетентнее, чем победители. Это посещение кино, рисование, кулинария и сочинения (правда, чаще всего их компетентность очевидна только для них самих). Во всех остальных жизненных сферах значительно большую компетентность проявляют победители. См. →
Комментарии (1):
Разве можно так писать про матерей-одиночек...??!! Не дай бог такое прочитают дети..