Диалогическое обучение для детского развития
Автор: Лиана Ким, педагог, педагог, консультант по детско-родительским отношениям
Каковы самые частые запросы родителей школьников при обращении к педагогу – консультанту?
- «Мой ребенок не хочет учиться»
- «Моему ребенку трудно учиться»
Школьные учителя сталкиваются с теми же проблемами при обучении детей. Педагоги – профессионалы указывают самые вероятные причины этих проблем:
- Отсутствие познавательного интереса, и, как следствие, отсутствие мотивации к обучению («ребенок не хочет учиться»)
- Отсутствие навыка учения, неразвитость мыслительных процессов («ребенку трудно учиться»)
Признаки будущих «трудностей» проявляются, как правило, раньше начала школьного обучения, но школа – тот первый рубеж, когда умения и знания ребенка проходят «проверку», когда учеба становится для ребенка важным делом и обязанностью.
Часто родители и учителя списывают академическую успешнось или неуспешность ребенка на «врожденные способности». И в случае явной одаренности или гениальности это, возможно, верно. Но в 99% случаев успеваемость ребенка в освоении школьной программы зависит от того, насколько грамотно организовывали и организуют его развитие родители и педагоги. Школьная программа – этот стандарт, созданный на основе норм развития. Школьный стандарт способен освоить на «отлично» любой здоровый ребенок. («На полях» отметим, что в условиях несовершенства школьной системы в целом школьная успеваемость, оценки как таковые, не всегда отражают реальный уровень знаний, любознательности, таланта детей. Следует говорить о стремлении к учебе и развитии ребенка в целом, без привязки к школе.)
Почему же так часто дети сталкиваются с «непреодолимыми» трудностями в обучении?
Возвращаясь к вышесказанному – потому что ребенка не научили, что познавать – это интересно, и ребенка не научили, как познавать.
Стремление и умение ребенка учиться закладывается с самого раннего детства!
Существует множество способов и методов, которые позволяют сделать обучение интересным и которые развивают мышление.
В данной работе рассматривается самый, пожалуй, простой и доступный, и в то же время самый эффективный способ развития познавательного интереса, исследовательской активности и мыслительных процессов у детей. Способ, актуальный для педагогов и родителей, не требующий больших затрат времени и сил, подходящий для любого учебного материала и большинства житейских ситуаций. Способ, подходящий для учеников любого возраста, как для взрослых, так и для детей практически с полугода.
Все, что требуется от взрослого (учителя) - искренний интерес к ребенку (ученику), энтузиазм и творческий подход.
Этот способ – диалогическое обучение.
Понятие диалогического обучения
«Сначала я открывал истины, известные всем,
Затем – истины, известные немногим,
И, наконец, истины, неизвестные никому».
А. Эйнштейн
«Если родится мальчик, он будет ученым», - сказал отец одного мальчика еще до рождения сына.
Сейчас мы знаем этого мальчика как Ричарда Фейнмана, физика – теоретика, одного из основателей квантовой электродинамики. Нобелевского лауреата.
Сам Фейнман в своей замечательной книге «Какое тебе дело до того, что думают другие?» рассказывает о том, что, по сути, быть исследователем его научил отец.
«Я, так сказать, попался, подобно человеку, которому дали что‑то удивительное, когда он был ребенком, и он постоянно ищет это снова. Я все время ищу, как ребенок, чудеса, которые, я знаю, что найду – и нахожу: быть может, не каждый раз, но время от времени (Р. Фейнман, Какое тебе дело до того, что думают другие)».
Диалогическое обучение – стало началом Ричарда как ученого.
«Вот как учил меня отец. «Видишь ту птицу? – говорит он. – Это певчая птица Спенсера». (Я знал, что настоящего названия он не знает.) «Ну так вот, по‑итальянски это Чутто Лапиттида. По‑португальски: Бом да Пейда . По‑китайски: Чунь-лонь-та, а по‑японски: Катано Текеда . Ты можешь знать название этой птицы на всех языках мира, но, когда ты закончишь перечислять эти названия, ты ничего не будешь знать о самой птице. Ты будешь знать лишь о людях, которые живут в разных местах, и о том, как они ее называют. Поэтому давай посмотрим на эту птицу и на то, что она делает – вот что имеет значение». (Я очень рано усвоил разницу между тем, чтобы знать название чего‑то, и знать это что‑то.)
Он сказал: «Например, взгляни, птица постоянно копается в своих перышках. Видишь, она ходит и копается в перышках?»
– Да.
Он говорит: «Как ты думаешь, почему птицы копаются в своих перьях?».
Я сказал: «Ну, может быть, во время полета их перья пачкаются, поэтому они копошатся в них, чтобы привести их в порядок».
– Хорошо, – говорит он. – Если бы это было так, то они должны были бы долго копошиться в своих перьях сразу же после того, как полетают. А после того, как они какое‑то время провели на земле, они уже не стали бы столько копаться в своих перьях – понимаешь, о чем я?
– Угу.
Он говорит: «Давай посмотрим, копошатся ли они в своих перьях больше сразу после того, как сядут на землю».
Увидеть это было несложно: между птицами, которые бродили по земле в течение некоторого времени, и теми, которые только что приземлились, особой разницы не было. Тогда я сказал: «Я сдаюсь. Почему птица копается в своих перьях?»
– Потому что ее беспокоят вши, – говорит он. – Вши питаются белковыми слоями, которые сходят с ее перьев.
Он продолжил: «На лапках каждой вши есть воск, которым питаются маленькие клещи. Они не в состоянии идеально переваривать это вещество, поэтому выделяют материал, подобный сахару, в котором растут бактерии».
Наконец, он говорит: «Итак, ты видишь, что везде, где есть источник пищи, существует какая‑то форма жизни, которая его находит».
Теперь я знаю, что, быть может, это не были вши, что, быть может, на их ножках не живут клещи. Эта история, возможно, была неправильна в деталях, но то, что он мне рассказывал, было правильно в принципе (Р. Фейнман, Какое тебе дело до того, что думают другие)».
Диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учеником через диалог, специально организованный учителем. Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Таким образом ребенок учится самостоятельно решать проблемы, учится искать решения. Разные решения.
Трудно переоценить всю значимость диалогического обучения для развития детей. Если рассматривать только развитие мышления, то в процессе диалогического общения ребенок:
- Начинает стремиться к познанию (развитие познавательной активности)
- Учится ставить вопросы (формулировать учебные задачи)
- Учится выдвигать гипотезы, предлагать разные решения
- Учится проверять свои гипотезы экспериментально или логически
- Учится делать выводы
- Достигает глубокого понимания сути предмета (в отличие от механического запоминания)
- Добывает глубокое, прочное знание предмета
- Развивает творческое мышление
Другими словами, ребенок становится настоящим исследователем, он приобретает страсть к познанию. Ребенок начинает мыслить, мыслить самостоятельно, мыслить творчески.
Если же говорить о личностном развитии, диалогическое обучение развивает такие качества и навыки, как:
- Рефлексивность
- Инициативность
- Умение отстаивать собственную позицию
- Навык сотрудничества, коммуникативные навыки
По существу, самостоятельное мышление – это основа активной жизненной позиции. Самостоятельное мышление – основа проактивности.
Таким образом, диалогическое обучение позволяет добиться не только академических успехов. Оно формирует проактивную Личность.
История вопроса
Часто так называемые «проблемно-диалогические технологии в обучении» преподносятся как открытие нашего времени, современнейшее достижение педагогической мысли.
Но если мы обратимся к трудам великих педагогов прошлого, мы увидим, что все они видели диалогическое обучение основой своей работы.
Самым известным, пожалуй, учителем, который активно использовал диалогический стиль, был… Сократ.
«Метод Сократа» состоит в том, что ученик подводится к некоторым выводам через цепочку уточняющих и наводящих вопросов.
Рассказ К. Ушинского (русский педагог 19 в.) «4 желания» - изящный вариант диалогического общения отца с сыном.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу: - Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была! - Запиши твоё желание в мою карманную книжку, - сказал отец. Митя записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: - Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: - Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: - Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
О диалогическом обучении и известный афоризм Плутарха, который часто повторял классик советской педагогики В. Сухомлинский: «Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь».
Но, пожалуй, наиболее полным образом суть диалогического общения реализована в концепции М. Монтессори. В педагогической системе Монтессори диалогическое обучение является важнейшей составляющей метода наравне с развивающей средой.
Точка удивления
«Ваш малыш еще не спрашивал, где у грибов листья, если они растения? Подобные вопросы вырастают из умения удивляться явлениям окружающей жизни. Причем чем чаще удивляется мама, тем быстрее возникает умение удивляться у ребенка....На улице прошел дождь. Мама говорит: - Сколько воды! Сплошные лужи во дворе! Гулять пойдем через полчаса. Наконец вышли на улицу. - Ух ты! - удивляется мама. - Ни одной лужи! Сухо! - А куда же лужи за полчаса делись? - спрашивает малыш.Вот и настала точка удивления. То есть чрезвычайно важный момент в развитии ребенка - попытка объяснить явление природы. Тогда мама предлагает ему сформулировать свою гипотезу. Она говорит: - А как ты думаешь? - Думаю, что они по капелькам улетели. - А как можно доказать, что лужи "улетели"? Надо сказать, что дети по-разному отвечают на этот вопрос. Сколько детей, столько и версий. Но в нашем случае верный ответ совершенно не важен. Важен процесс рассуждений маленького ученого-исследователя и то, что подобным незатейливым образом можно помогать развитию мышления ребенка. - Какое у тебя замечательное мороженное в руке! Сливочное эскимо с клубничным джемом! Что ты с ним собираешься делать? - Конечно, есть! - Понятно. Мама помогает малышу снять обертку, и он принимается за любимую еду. - Ух ты! От эскимо только палочка осталась! Куда же оно делось? - Не знаю куда! Я его проглотил, а потом... Наступила точка удивления. Вот момент, когда мама может легко преподать ребенку первый урок анатомии. И вовсе не обязательно ждать 5-го класса школы, где по программе стоит тема "Желудочно-кишечный тракт (Е. Хилтунен Уроки на корточках. Книга о воспитании детей в духе педагогики Монтессори)».
В приведенном отрывке из книги Е. Хилтунен мы встречаемся с новым понятием – «точка удивления». «Точка удивления» (в педагогике определяется как «проблемная ситуация») - это ситуация противоречия. Когда ребенок замечает это противоречие, осознает его и формулирует, он, как правило, удивляется. «Точка удивления» - лучшее повод для любого учебного обсуждения, лучшее начало любого обучения. Взрослый может замечать ситуации противоречий или специально создавать такие ситуации. Чем младше ребенок, тем больше он «удивляется» самым обычным житейским вещам: тому, что погремушка звенит, если ее трясти; тому, что мама «исчезает», прикрыв лицо ладошками и «появляется» снова при слове «ку-ку»; тому, что разноцветные кубики образуют узор если их выстроить правильно; тому, что снежок тает в тепле, а сок замерзает в морозильнике. «Тренированные» в диалогическом обучении младшие школьники обращают внимание на достаточно сложные явления: «когда автомобиль резко тормозит, меня бросает вперед» (явление инертности), наличие в природе травоядных и хищников и их «полезность» (пищевые цепочки и природные системы), таяние свечи и застывание воска (агрегатные состояния вещества), математическая запись «убытка» или минусовой температуры на термометре (отрицательные числа). Если диалогическое обучение было привычной формой общения и обучения для ребенка, начиная с самого раннего возраста, то уже лет в восемь-девять такой ребенок способен самостоятельно находить «точку удивления» (ситуацию противоречия), самостоятельно формулировать вопросы и противоречия, самостоятельно предлагать разные гипотезы по разрешению противоречия, делать выводы. При этом, конечно, роль взрослого партнера нисколько не уменьшается, но основная инициатива передается ребенку. Кроме того, взрослый продолжает работать «на перспективу», в зоне ближайшего развития, давая ученику материал для продвижения вперед, для дальнейшего развития исследовательских навыков.
Учимся диалогическому общению
Определяющую роль в развитии потенциала детей играют, несомненно, родители. С помощью диалогического общения в семье мы можем многому научить своих детей, и при этом создать прочный эмоциональный контакт, стать уважаемыми наставниками и мудрыми друзьями своим детям. Вместе с тем, мы как родители имеем больше всего возможностей для внедрения далогического обучения в жизнь. Мы можем содержательно и с удовольствием общаться с детьми и в процессе совместных занятий, и просто в повседневной жизни. Мы можем беседовать на прогулке, по дороге из детского сада, за ужином, в ходе обычных домашних дел.
«Не имея опыта общения со многими отцами, я не осознавал, насколько замечателен мой. Как он узнал глубокие принципы науки, как он научился ее любить? Как узнал, что за ней стоит и почему ей стоит заниматься? Я никогда не спрашивал его об этом, потому что я просто считал, что все эти вещи известны любому от (Р. Фейнман, Какое тебе дело до того, что думают другие)».
Как мы можем научиться диалогическому общению?
- Замечаем удивительное рядом.
- Ловим «точку удивления» у ребенка.
- Помним «посыл свободного ребенка» - «Помоги мне сделать это самому!»
- Помним «волшебную» фразу – «Давай подумаем вместе».
- Учимся задавать провокативные и наводящие вопросы.
- Побуждаем ребенка задавать вопросы.
«Вот так мой отец обучал меня, используя такие примеры и разговоры: никакого давления – просто приятные, интересные разговоры. Все это обеспечило для меня мотивацию на всю оставшуюся жизнь. Именно благодаря этому, мне интересны все науки. (Так уж случилось, что у меня лучше всего получается заниматься физикой (Р. Фейнман, Какое тебе дело до того, что думают другие)».
Мы уже говорили, что материалом для диалогического обучения может быть что угодно. Но самый простой, доступный и интересный материал – это, наверное, книга. Регулярно читая ребенку вслух, мы уже делаем большой вклад в развитие своих детей. Но если мы читаем диалогически - этот вклад возрастает в разы. Читая диалогически, мы не только развиваем память, внимание, логику и речь ребенка, мы также имеем возможность озвучить ему свои ценности, убеждения, научить определенным стандартам поведения.
Действуя в том же ключе, все больше расширяем круг обсуждаемых вопросов. Пусть диалогическое «все на свете» станет обычным способом нашего общения с детьми!
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, -
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.Зовут их:
Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Я по морям и по лесам
Гоняю верных слуг.
Потом работаю я сам,
А им даю досуг.
Даю им отдых от забот -
Пускай не устают.
Они прожорливый народ -
Пускай едят и пьют.
Но у меня есть милый друг,
Особа юных лет.
Ей служат сотни тысяч слуг, -
И всем покоя нет!
Она гоняет, как собак,
В ненастье, дождь и тьму
Пять тысяч Где, семь тысяч Как,
Сто тысяч Почему!|
Киплинг (перевод С. Маршака)