Дети и смерть
Автор: Кирилл Карпенко, психолог
Источник: Искусство жить
Очень просто и изящно о смерти своему умственно отсталому сыну говорила мама Форреста Гампа. Хотя во время этого разговора Форрест уже был взрослым человеком, в рамках данного рассмотрения вопроса это не имеет значения.
- Что с тобой, мама?
- Я умираю, Форрест. Иди, посиди со мной.
- Почему ты умираешь, мама?
- Просто пришло моё время. Пришло моё время. Ты только не бойся, дорогой. Смерть - всего лишь часть жизни. Она написана на роду каждому из нас. Я не знала, но мне на роду было написано стать твоей мамой. Я старалась быть хорошей матерью.
- У тебя это получилось.
- Что ж. Я всегда верила, что человек сам строит свою судьбу. Ты должен с умом распорядиться тем, что дал тебе Бог.
- Какая у меня судьба, мама?
- Это ты должен понять сам. Жизнь, как коробка шоколадных конфет, никогда не знаешь, какая начинка тебе попадётся. - Мама умела всё объяснить так, что мне становилось понятно.
- Я буду скучать по тебе, Форрест.
У неё обнаружили рак и во вторник она умерла. Я купил ей шляпу с маленькими цветочками. Вот и всё, что я могу об этом рассказать.
Я восьмилетней Маше сообщил о смерти мамы тоже спокойно, кратко и просто:
- Маша, ты же знаешь, что твоя мама была больна?
- Да.
- К сожалению, она умерла, - сказал я, глядя ей в глаза. Маша заплакала. Я сел рядом с ней на диван и молча обнял за плечи. Некоторое время она плакала, я просто сидел рядом. Потом, всхлипывая, Маша сказала, что она была готова к такому сообщению:
- Я так и знала! Это потому что она курила. Я же говорила ей не курить! – Девочка на протяжении нескольких недель или месяцев видела симптомы тяжёлой болезни у матери и некоторые из них назвала. Затем Маша стала задавать уточняющие вопросы:
- А когда мама умерла? А откуда вы знаете, что она умерла? – Я дал ей полную информацию. Маша очень умная, очень адаптивная девочка, поэтому дальше она, как и мама Форреста Гампа, завела речь о жизни, о её дальнейшей жизни:
- Что теперь со мной будет? Меня удочерят родственники!
- Маша, тебе не стоит об этом беспокоиться, ты не останешься без заботы. Пока ты поживёшь у нас. Ведь у нас нормальные условия жизни? Тебя кормят, одевают, заботятся о тебе, оказывают медицинскую помощь. Возможно, кто-то тебя удочерит, возможно, это будут твои родственники. В любом случае, ты не останешься одна без поддержки взрослых.
- А как я пойду в школу?
- В школу пойдёшь, как и раньше. Социальный педагог позаботится, чтобы тебя приняли в школу. – Поговорив ещё немного и вполне успокоившись, Маша сказала, что хочет вернуться в группу к другим ребятам.
Рекомендации, как просвещать детей о смерти
Беседуя с ребёнком, взрослый должен находиться в спокойном состоянии и иметь достаточно спокойное личное отношение к смерти, чтобы и ребёнку передалось это спокойствие. Если тема смерти вызывает у вас сильную тревогу, то стоит найти человека, который относится к этому вопросу взвешенно и попросить его говорить с ребёнком.
Ребёнок также должен быть в спокойном, ресурсном состоянии. Если он излишне возбуждён, расстроен, физически утомлён, болен, то стоит перенести беседу на другой день.
Необходимо создать условия для комфортного общения: тишина, отсутствие посторонних людей, достаточное время для беседы и у вас, и у ребёнка.
Нужно давать ребёнку простые, ёмкие, правдивые ответы на вопросы связанные со смертью. Джером Брунер: «любому ребёнку на любой стадии развития может быть интеллектуально честно преподан любой предмет».
При этом нужно соблюдать баланс в количестве предоставляемой информации: не нужно давать лишние сведения, но и нельзя оставить вопросы без ответов, если они возникли. Ребёнок всё равно найдёт информацию и сделает свои выводы. Вопрос лишь в том насколько адекватна будет эта информация и умозаключения. Однажды Маша задала очередной «не детский» вопрос: "У мёртвых людей кишки вынимают в морге?" Когда они с мамой забирали в морге тело бабушки, она видела тела мёртвых людей. Очевидно, что это была лишняя информация не только для пятилетней девочки, но и для многих взрослых людей. Матери следовало позаботиться о том, чтобы оградить ребёнка от возможности увидеть препарированные тела.
Не нужно ребёнку лгать. Когда Маша спросила «Что теперь со мной будет?» и выразила обнадёживающую идею «Меня удочерят родственники!», я не стал ни соглашаться, ни отрицать эту идею. В тот момент я не знал, куда она будет передана, поэтому не давал невыполнимых обещаний.
Разговор о смерти не должен быть длинным. В этой теме просто не о чем долго говорить, если только этот вопрос не обсуждают два философа.
Нужно соблюдать определённый баланс в оценке значимости смерти. С одной стороны, стоит избегать эстетизации, романтизации и приуменьшения значения смерти. С другой стороны, не стоит излишне драматизировать это явление, запугивать детей. В отношении суицидентов это означает, что не нужно воспринимать и характеризовать их как жертв или создавать их какой-либо позитивный образ, чтобы избежать распространения суицидального поведения среди подростков. В то же время следует избегать и негативной характеристики суицидентов, поскольку враждебное отношение провоцирует их на повторные попытки.
Нужно использовать техники активного слушания, следить за эмоциями ребёнка и отмечать их для установления и поддержания контакта. Также необходимо следить за своими невербальными и вербальными реакциями: они должны быть умеренными, сдержанными. На слова и факты, сообщаемые ребёнком, следует реагировать ровно, безоценочно. Стоит избегать таких сильно заряженных эмоциями слов как «горе», «грех», «ужас», «жуть», «ад», «труп» и др.
Исчерпав тему смерти нужно уделить основное внимание теме жизни. Речь может идти о жизни самого ребёнка, если обсуждалась смерть его близких, либо жизни его близких, если умирает он. В случае приближающейся смерти самого ребёнка акцент также может делаться на том, как ребёнок проживёт оставшиеся дни жизни, чем он будет заниматься.
Литература
- Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Класс, 1999.
- Крайг Г. Психология развития. – С.-Пб.: Питер, 2002.
- Гаврилова Т.А. Проблема детского понимания смерти [Электронный ресурс // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2009. №4].
- Баканова А. А. Разговор о смерти: некоторые аспекты профессиональной позиции психолога // Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21–23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб.: Скифия-принт, 2014.
- Памятка психологам образовательных учреждений по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних. [Электронный ресурс // Детская психология].
- Андреева А. Д. Как помочь ребёнку пережить горе // Вопросы психологии. 1991.
- Хозиев В.Б., Васеничев С.А. Тема «жизни и смерти» в словесном творчестве подростков 14-16 лет // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 4. С. 30—43.
Приходилось ли Вам говорить с детьми о смерти? Правильно ли с Вами в детстве говорили о смерти? Поделитесь своим опытом в комментариях.
Комментарии (1):
Вопрос трехлетнего сына застал меня врасплох, мы семьёй поехали убраться на могиле моего папы. Не видя в этом ничего особенного, я взяла с собой сынишку. Объяснила, что едем прибраться на могиле дедушки...Первым делом сын спросил: а где дедушка. Я подрастерялась, если честно..и не нашла ничего лучшего, как сказать, что дедушка превратился в памятник. Про небеса врать не хотелось, мы ходили в планетарий, и такая выдумка неизбежно повлекла бы кучу вопросов. Рассказывать, что дедушку зарыли в землю я не стала бы даже, если б меня пытали) сын умный, и очень впечатлительный...Услышав ответ сын крайне удивился, и наверно впоследствии много думал об этом. Он стал бояться любых памятников, и впридачу манекенов в магазинах одежды. Но кладбищ при этом не боялся. В общем, я думаю, не стоило его туда возить. Спустя два года, его страх памятников пропал, но о смерти задаёт много вопросов. Спокойно , без страха. Всегда лгу, что он, папа и я не умрём))