Что такое маленький ребенок. Выпуск 2011-02-07 (закрытый архив)

01 октября 2022 г. в 21:25

Добрый день, дорогие коллеги!

О детях можно говорить бесконечно, поэтому предлагаю задуматься о вопросе, который будет определять все следующие ответы и решения: "Что такое маленький ребенок?" Думаю, что приведенные здесь взгляды расколят аудиторию на две ровные половины: активно ЗА и совсем ПРОТИВ. Ну и хорошо, главное чтобы мы начали думать.

Итак,

Что такое маленький ребенок

Какими бы разными ни были дети, все маленькие дети с 9 месяцев до 9 лет имеют общие, по крайней мере похожие черты и особенности. Какие?

Природная энергия и сообразительность

Ребенок - не слабенькое существо, находящееся полностью во власти родителей, нет. Это подготовленная боевая единица, маленький энергичный хищник, использующий любые промахи взрослых, легко запрыгивающий на шею родителям и захватывающий над ними власть. Арсенал влияния у ребенка существенно беднее, чем у взрослого, но у ребенка больше энергии, фантазии и настойчивости. См.

Опережающая активность в заботе о своих интересах

У ребенка есть свои задачи относительно жизни и относительно вас. В то время. когда взрослый подходит к маленькому ребенку со своими задачами, ребенок делает взрослому то, что входит в его планы и интересы. Дети знают, чего они хотят, и получают это.

Ситуация. Я в аэропорту, лечу в командировку. Вижу семью, четыре взрослых человека: мама, папа, бабушка и дедушка. На руках папы - маленький ребенок. Ребенок, живыми глазками стреляя в сторону бабушки, тянется к дедушке. Показывает бабушке, что с дедушкой ему интересней. Дедушка довольный, тянет руки к ребенку, ребенок попадает к нему, бабушка расстроена. Но тут ребенок оборачивается лицом к наивному дедушке и ему в лицо плачет. Дедушка умыт... Мама забирает дитё у дедушки, он прижимается к ней, но смотрит уже на папу… Ребенок играет этими взрослыми, сталкивает их друг с другом, развлекается по полной программе. При этом, похоже, сами взрослые, включенные в эту ситуацию, не очень понимали, кто собственно в этой ситуации ими управляет.

Активное использование эмоций для взаимодействия с окружающими

С самых первых дней своей жизни ребенок активно использует свои эмоции (врожденные, выученные и придуманные) для того, чтобы добиваться от окружающих того, что он от них хочет.

Если ребенок хочет оказаться на ручках у мамы, он тянется к маме. Если мама не поняла - он ей улыбается. Обычно этого хватает, и ребенок оказывается на руках. Если мама не взяла на ручки – ребенок настаивает: хнычет, капризничает, канючит. Обычно порядочная, чувствительная мама сдается. Если мама попалась подготовленная и «голыми руками ее не возьмешь» – ребенок включает тяжелую артиллерию. Крик, плач, сопли… Против этого редкая мама может устоять.

Если мама захочет ребенка снять с ручек, ребенок решает, разрешит он это маме или нет. Если не разрешит, он ее остановит: можно опечалиться, можно захныкать, можно громко заплакать – он подбирает то, что на маму действует, что для мамы достаточно.

Психолог Борис Новодержкин рассказал сценку: дочка сидит, что-то бормочет про себя. Прислушались - она конструирует будущий диалог, говорит и за себя, и за маму: "Мама, пить! Мама, очень хочу пить!" - "На, Машенька, попей!" - "Не хочу, эта вода противная!" Она репетирует то, что будет ей радость и проблема родителям. Машеньке 2 года. См.

Осознанное влияние

По крайней мере некоторые дети уже с года осознанно управляют родителями и другими взрослыми.

Из ранних воспоминаний людей о своём детстве, рассказ: «Помню, мне было около года, лежу я в кроватке, заходит дедушка, и улыбается мне, хочет, чтобы я ему тоже улыбнулась. Я дедушку любила и относилась к нему хорошо. Я с ним играла и ему улыбалась. А бабушку я мало любила, ей не улыбалась, и часто ей плакала в лицо».

Большинство эмоций детей - не реакции, не механическое отражение ваших действий, а их маленькие творческие проекты. Когда-то исследование, когда-то игра, когда-то проверка вашей прочности, когда-то с наслаждением месть.

Активное управление отношениями

У ребенка всегда много замыслов и планов, и что у тебя с ним будет происходить – решаете уже не только вы, это уже ваш общий роман. И возможно, что не вы, а ребенок определит, кто у кого будет учиться и кто с кем будет мириться.

Если ты не купил ему игру по его требованию, он будет тебе плакать, но это не несчастная обида, а атака на тебя и месть за твое плохое поведение. Когда ребенок тебя простит - он решит сам, и в истории ваших отношений основной игрок чаще ребенок, а вы - марионетка в его руках.

Хорошо, что дети обычно отходчивы и прощают нас достаточно быстро.

Свой мир

Ребенок родился - и создал свой собственный мир. Он теперь живет в своем мире, со своими персонажами и своими историями. Пустит ли он вас туда - спроси его. Насильно вы туда не попадете, но если ребенку захочется, он будет приоткрывать дверцы и вы сможете туда заглядывать.

Очень интересно почитать об этом в книге Марии Осориной "Секретный мир детей в пространстве мира взрослых"

Разнообразие детских характеров

Имея эти общие черты, все дети при этом очень разные. Дети с рождения могут оказаться сильно отличающимися по таким особенностям, как воспитуемые и нет, позитивные и негативные, добрые и не очень, агрессоры и пацифисты, манипуляторы и бесхитростные... Разнообразие детских характеров бесконечно. См.

Вот такие наши дети, получите и распишитесь. Дети - это те, кто управляют нами, когда мы думаем, что мы их воспитываем.

Всего вам доброго!

С уважением, проф. Николай Иванович Козлов

Файлы:
  • Рассылка
  • Архив (доступен только администраторам)

Комментарии (0):