Бизнес-взгляд на психотерапию

02 октября 2016 г. в 11:29

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Когда будущие психологи и психотерапевты приходят учиться, их обычно привлекает решение собственных проблем и желание помочь людям. Завершив учебу, молодой специалист вдруг понял, что нужно еще зарабатывать деньги. И в его взглядах на жизнь происходят интересные повороты. Итак, предлагаю задуматься над тем, что психотерапия является не только лечением, но и бизнесом, результаты которого экономически интересны как для психолога/психотерапевта, так и для общества.

Фильм «Путь к себе»

Что касается оценки результатов деятельности клинической психотерапии, то неожиданным оказалось мнение такое:

«Заниматься общением с сильно деформированными — это абсолютно бессмысленное занятие. Хотя, наверное, очень гуманное. :) В этом плане я совершенно не понимаю психотерапию. Человек должен отучиться лет десять, а потом по нескольку лет лечить 10-20 человек. И каковы результаты его усилий? Эти 10-20 человек в лучшем случае смогут как-то существовать в этом мире. Экономически — это совершенно неоправдано». (Искандер Нагаев, клинический психотерапевт).

А насколько привлекательна (в первую очередь — по финансам привлекательна) терапевтическая деятельность для самого психотерапевта, если терапевт может работать в разных подходах? Тут важна и его удовлетворенность и от успешности излечения у его клиентов, и размер его денежного вознаграждения. Действительно, по деньгам, как лучше зарабатывать — в качестве психоаналитика? или вести расстановки по Хеллингеру? а может, вести терапевтические группы в традиции гештальт-подхода?

Итак, рассмотрим —

Бизнес-модели основных терапевтических подходов

Успешность того или иного терапевтического подхода определяется не только и не столько успешностью излечения, а и многими другими факторами. Какими? Это:

  • Эффективность — успешность и быстрота излечения

Объективных, серьезных исследований тут нет или мало. Тем не менее, что касается непосредственной эффективности, как более эффективные методы можно отметить: методы когнитивно-поведенческой терапии, гипноз и расстановки по Хеллингеру. Наименее эффективен, по крайней мере в краткосрочной перспективе — классический психоанализ.

  • Привлекательность для клиента

Это важно. Одиноко сидеть и всерьез думать, даже если это эффективно — женщинам тоскливо. Лежать, расслабляться или танцевать — гораздо приятнее, и тут когнитивный подход в минусе, арт-терапия и гештальт, использующие такие формы, в очевидном выигрыше. Женщины — основной контингент психотерапевта, а добавление любой мистики, возможность оказаться в центре внимания и попереживать на такие вечные темы, как измены, роды, аборты и смерть для большинства женщин делает терапевтический процесс более привлекательным. Особенно интенсивно этот момент используется в расстановках по Хеллингеру и трансперсональной терапии.

  • Массовость терапевтического процесса

Если подход разрешает групповые формы работы, он сразу становится более бизнес-оправданным. Для участников — дешевле и веселее, для терапевта — выгоднее. Пока Фриц Перлз работал в режиме индивидуальной работы, он был человеком небогатым и мало кому известным. Когда же в в Эсален-институте он разработал формы групповой работы, появился интересный для терапевтов гештальт-подход. Появился бизнес, появились многочесленные последователи. Однако в гештальт-подходе группы не могут быть больше 10-12 человек, в системных расстановках в терапевтическом процессе могут участвовать несколько десятков участников. С точки зрения бизнеса, это более привлекатные формы работы.

  • Массовость обучения специалистов

Когнитивно-бихевиоральному подходу учить несложно, и обучение может происходить в большой группе. Психоанализу или гештальту учить дольше, сложнее, учебные группы меньше. В этом отношении — их бизнес проблемнее. Специалистов, умеющих проводить массовый гипноз, легче найти, чем обучить, поэтому классический гипноз в терапии, как бизнес, существует вяло.

  • Длительность терапии

Если подход не популярен, не раскручен, то длительность терапии его минус. Если подход популярен и люди стремятся в это направление в любом случае, то длительность терапии становится его бизнес-плюсом. Психотерапевт с каждого клиента кормится дольше. Два года в психоанализе — норма, тем более что два года — типовое время, когда большинство проблем проходят сами, и без всякого лечения. Самое выгодное — лечение алкоголиков и наркоманов. Их много, родственники готовы платить большие деньги, а вероятность полного излечения невелика, и многие из вроде бы вылеченных клиентов через полгода-год после лечения возвращается на очередной курс.

  • Рекламный ресурс

Рекламу делают как сами терапевты, создавая литературу вокруг своего подхода (Зигмунд Фрейд, Эрик Эриксон, Эрик Берн, литературная группа НЛП), так и сами участники, создавая «сарафанное радио». Индивидуальная и анонимная психотерапия в этом отношении имеет минимальный рекламный ресурс, а самые результативные (с точки зрения бизнеса) модели рекламного ресурса использованы в Лайф-спринге и расстановках по Хеллингеру. В Лайф-спринге тренер обязывает участников рекрутировать сколько-то новых людей, делая это тренировочным упражнением в ходе тренинга. В расстановках по Хеллингеру участницы большой группы в ходе расстановок обычно устраивают некое совместное действо, напоминающее «греческий хор» вокруг центра переживаний, что вовлекает всех участников и особенно участниц.

  • Вовлечение в психотерапевтический процесс

Клиентов больше у тех терапевтических подходов, где естественным образом работает система вовлечения будущих клиентов в психотерапевтический процесс. В этом отношении групповая терапия имеет огромное преимущество перед индивидуальной: «шеринг» перед каждой очередной сессией, в которой участники рассказывают каждый о своих чувствах и проблемах, часто запускает процесс заражения, после которого участники группы открывают в себе проблемы, на которые ранее они не обращали внимание. Далее, в процессе работы, поскольку участник «с проблемой» получает внимание психотерапевта, а участник «без проблем» внимания лишен, то в такой ситуации большинство людей начинает естественно-бессознательным образом искать проблемы собственные. Рано или поздно это случается, после чего у человека появляются новые проблемы, и у терапевта новые клиенты.

  • Распространение заразного вируса

Более бизнес-успешны терапевтические подходы, которые, вылечив клиента, одновременно заразили его долгоиграющим заразным вирусом, от которого спустя некоторое время станут клиентами еще несколько (десятков) клиентов. Роль такого заразного вируса обычно играют теоретические установки, которые оперативно излечивают проблему, а в перспективе работают на создание новых проблем. См.

Файлы:
  • +
  • Бизнес
  • Психотерапия
  • История психологии
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Где и на чем может зарабатывать психолог
В области практической психологии работают самые разные специалисты: психологи-тренеры и коучи, психотерапевты и просто энтузиасты. Перечень их основных именований и статусов.
01 янв. 2011 г.
История психотерапевтического движения, или Кто защитит маленького?
Драматическая история психотерапии начинается с борьбы бихевиоризма и психоанализа. Бихевиоризм в терапии работал эффективнее психоанализа, но психотерапевты больше полюбили психоанализ, поскольку он приносил больше денег. 
01 окт. 2022 г.
Какое будущее ждет практическую психологию?
Практическая психология — не только помощь людям, но и бизнес, и ее развитие определяется не только целями и ценностями специалистов, но и требованиями рынка. Будущее практической психологии неразрывно связано с бизнес-составляющей этой сферы услуг. 
01 янв. 2003 г.
Психотерапия
В узком и точном понимании, психотерапия — это лечение психических расстройств психологическими средствами. Однако сегодня понятие психотерапии все более расширяется, выходя за рамки только лечения и по сути смыкаясь с понятием психологической помощи.
01 янв. 2001 г.
Здоровая и больная психотерапия
Здоровая психотерапия оказывает человеку ситуативную душевную помощь и поддержку, одновременно заботясь об увеличении душевного здоровья человека в перспективе.