Аутентичность
Аутентичность — подлинность, идентичность заявленному. Аутентичность — одна из центральных ценностей гештальт-терапии, где она понимается как соответствие человека самому себе; способность жить, не изменяя своему истинному Я.
…То, что касается ценностей гештальттерапии, в первую очередь (и в этом отличие от каких-то тренинговых систем), это достижение аутентичности. То есть одной из целей работы является как раз повышение аутентичности, соответствия человека самому себе. С тем, чтобы в тех случаях, когда нет смысла, не нужно бороться с собой, как-то жил в мире с собой и соответствовал себе. Дело в том, что наша система цивилизации, в основном, построена, понятное дело, на ретрофлексии и на наиболее сложном ретрофлексивном комплексе — нарциссизме. И нарциссизм, если коротко, определяется следующей мыслью, — (это из книги А. Лоуэна «Нарциссизм») отрицание истинного я. То есть, в действительности, я человек, который довольно быстро, оперативно, эмоционально реагирует на многие вещи. Например, в какой-то момент выясняю, что это не очень выгодно по той причине, что является неудобным для окружающих, по той причине, что не соответствует стандартному образцу, скажем, мужского поведения в обществе и выясняю, что мне выгоднее изображать из себя, например, флегматичного человека. И дальше, соответственно, я начинаю и вести себя таким образом. И вместо истинного я у меня возникает такая псевдоконструкция, которая не соответствует моей реальности, но тем не менее». — Даниил Несторович Хломов, «Парадоксы гештальттерапии».
Одним из проявлений аутентичности является конгруэнтность: соответствие внешнего выражения внутреннему содержанию.
Аутентичность — понятие из словаря феноменологической парадигмы в практической психологии, поведенческий подход разговоры об аутентичности не понимает, поскольку у этого понятия отсутствуют внешне наблюдаемые признаки.
В феноменологически ориентированной психологии это способность быть собой, жить в соответствии с собственными представлениями о жизни, быть внимательным к любым процессам своего внутреннего мира. Способность привнесения себя вовне соответственно своим желаниям, переживаниям, процессам. Это каждомоментное решение: быть собой и принятие ответственности за этот выбор.
Аутентичность по К. Роджерсу (Rogers С. R.) — это способность человека в общении отказываться от различных социальных ролей (психотерапевта, профессионала, педагога, руководителя и т. п.), позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению.
Аутентичность — интегральное «экзистенциальное образование», для проявления которого требуется достаточно высокий уровень развития многих «экзистенциальных способностей» субъекта.
Музыкант импровизирует; он, и только он может говорить о том, является ли его импровизация аутентичной, удалось ли ему слить в единый процесс собственное бытие и процесс порождения нот, соединить «точку рождения» действия с «точкой осуществления» его. Слушая ту же импровизацию ретроспективно, он уже не может почувствовать, была ли она аутентичной, если у него не возникло ощущение «внутренней достоверности» в момент ее создания.
Действие может осуществляться свободно, но при этом не быть аутентичным. И вместе с тем, несвободное действие, осуществляемое по шаблону или внешнему указанию без внутреннего согласия, аутентичным быть не может. Человек может принимать на себя ответственность за последствия собственного действия, но одно это не сделает его действие аутентичным. И вместе с тем, аутентичное действие всегда ответственно, поскольку является наиболее ясным проявлением того, что есть человек, — тем последним, на чем и за что он может стоять. Связано ли аутентичное действие с духовным началом, ценностями? Да — в той мере, в какой ценности образуют ядро субъекта, насколько они стали смысловым основанием его бытия.
Верно ли, что аутентичность всегда связана с некоторым действием? Нет. Во внешнем взаимодействии с каким-либо материалом ее можно пережить наиболее концентрированно и полно, однако переживание аутентичности может быть связано и с внутренним действием — с актом выбора или занятия некоторой позиции, с переживанием того, что является значимым, в контакте с инобытием — бытием другого человека или с произведением искусства, истинность которого может быть очевидна лишь аутентичному созерцателю.
Наиболее близким понятию «аутентичность» среди слов, более привычных широкому кругу людей, нам кажется слово «искренность». Аутентичность — это искренность, открытость, честность человека. Не только и не столько по отношению к другим людям, сколько по отношению к себе самому, к тому внутреннему началу или «камертону», который Франкл называл совестью. Быть аутентичным значит жить по совести: не только «по совести», но еще и «жить, то есть осуществлять то, что является внутренне оправданным, а не отказываться от этого. Проявление аутентичности, «встреча с самим собой» может произойти у человека и остаться единичным событием, если он не интегрирует свое переживание, полученный опыт в процесс своей жизни. И напротив, аутентичность в действии ведет человека к большей аутентичности «по жизни», — но вместе с тем и делает его менее свободным. Человеку, не открывшему собственную аутентичность или редко сталкивающемуся с ней, не так сложно и не так тяжело предать себя, пусть даже актом свободного выбора, чем человеку более аутентичному. Ясным выражением аутентичности является словосочетание «верность самому себе»↑.
Комментарии (4):
"жить в соответствии с собственными представлениями о жизни, быть внимательным к любым процессам своего внутреннего мира"... Дай бог, чтобы внутренний мир яркого аутентичного человека был добрым. Многие аутентичные люди осуществляют то, что является внутренне оправданным, не наступают на горло собственной песне - и становятся убийцами, ворами, пьяницами и т.д. А статья отличная!
Мда. Аутентичность несёт разрушение адекватных реальности поведенческих реакций. В частности, - разрушение социализации субъекта. Поэтому точнее было бы говорить не об "искренности", а своеобразном, необходимом лицемерии. Следует помнить, что любой объект (в природе или технике) наделён самообучением и адаптацией. Из данной стать вытекает, что аутентичность противопоставляется адаптации. А это - грубая ошибка. Достаточно вспомнить работы Норберта Винера, Карла Леонгарда. Моё мнение: аутентичность непременно следует определять в пространстве возможных состояний субъекта для прогнозирования его активности, не более того, так как индивидуальные особенности человеческого организма не могут быть всегда истолкованы адекватно реальному состоянию. Таким образом, точное выявление аутентичности просто невозможно! Нужен сторонний наблюдатель. Но сторонний наблюдатель вносит шумы своего эго. Тем не менее, вероятно, рассуждения, приведённые в статье несомненно полезны. Спасибо автору.