Анализ и интерпретация
Параллелльно-распределенная обработка информации также пытается понять сложное поведение как результат более простых процессов. В анализе поведения процессы более низкого уровня идентифицируются посредством экспериментального анализа. При экспериментальном анализе наблюдения осуществляются в условиях, предполагающих, что все переменные, функцией которых является поведение, должны варьироваться и/или измеряться экспериментатором. Хотя экспериментальный анализ не может быть реализован в своем идеальном виде, условия наблюдения должны быть, по возможности, максимально приближены к этому идеалу, с тем чтобы надлежащие связи между переменными у отдельного организма наблюдались с высокой степенью точности. При рассмотрении сложного поведения как продукта более простых процессов (например, тех, которые регулируются принципом подкрепления) в расчет могут приниматься лишь те процессы, которые опираются непосредственно на независимый экспериментальный анализ. Так, когнитивные психологи могут выводить «процессы и структуры кратковременной памяти» из исследований воспроизведения по памяти вербальных реакций.
Аналитик поведения, подобно большинству психологов, также обращается к ненаблюдаемым процессам в рассмотрении сложного поведения. Однако эти ненаблюдаемые процессы соответствуют лишь тем характеристикам, которые были установлены в ходе независимого экспериментального анализа. Эти характеристики не выводятся логическим путем из самого этого сложного поведения.
Поскольку условия, при которых наблюдаются сложные феномены, редко в полной мере отвечают требованиям экспериментального анализа, для аналитика поведения понимание сложных феноменов обычно относится не к области экспериментального анализа, а к сфере научной интерпретации. Для объяснения сложных феноменов научная интерпретация использует принципы, которые непосредственно опираются на экспериментальный анализ. Если сложные феномены могут возникать в результате кумулятивного действия (латин. cumulatio — скопление) более простых процессов, тогда эти процессы могут использоваться для объяснения сложных феноменов. Эта ситуация во многом сходна с ситуацией в эволюционной биологии, где происхождение конкретного вида получает свое объяснение, если процессы естественного отбора могли привести к возникновению этого вида. Цель научной интерпретации в понимании сложных феноменов — будь это сложное поведение в психологии или сложная структура в эволюционной биологии — состоит в том, чтобы продемонстрировать достаточность продолжительного действия процессов более низкого уровня для возникновения наблюдаемой сложности.