Агриппина Абрикосова: мать матерей
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Роддом №6, расположенный в центре Москвы, в 5 минутах ходьбы от станции метро «Белорусская-кольцевая», носит имя Агриппины Абрикосовой. Я хочу рассказать вам об этом великой женщине, но вначале нужно представить ее мужа. Потому что без него — никак!
Груша Мусатова встретила Лешу Абрикосова в восемнадцать лет. Он была очень богатой невестой, он тогда был еще никем. Её семья владела крупнейшими в Москве табачной и помадной фабриками, его родители - выходцы из крестьян Пензенской губернии. В четырнадцать лет они определили Алексея в коммиссионерскую контору Гофмана за пять рублей месячного вознаграждения. Однако, имея только 3 класса образования в коммерческом училище, там Алексей быстро прошел путь от мальчика «на побегушках» до главного бухгалтера, выучился языкам и хорошим манерам.
Груша нашла его, он нашел ее, и они начали свой замечательный путь. Соединив свой ум и трудолюбие с капиталом жены, Алексей открыл свое дело по производству «сладкой продукции», и скоро завоевал вполне заслуженное право считаться крупнейшим российским кондитерским фабрикантом. Три фабрики, множество магазинов в лучших торговых рядах Москвы, Петербурга, Киева, Одессы. Абрикосовские конфеты, особенно яблочная и рябиновая пастила, пользовались неизменным успехом у покупателей. Государственный герб красовался на упаковке продукции, заграница лакомилась русскими сладостями, и вскоре «Товарищество А. И. Абрикосова и сыновей» удостоилось звания «Поставщика его Императорского Величества».
Мало кто знает, но банковское дело в России начинал также Алексей Абрикосов. Московская практическая академия коммерческих наук расцвела при его содействии: самым усердным ученикам он платил стипендии из своих средств. Алексей Иванович мечтал о быстром и прочном становлении третьего сословия. Получив за свои заслуги право на потомственное дворянство, он отказался им воспользоваться, потому что гордился купеческим званием.
Достойный путь достойного человека!
Но теперь мы перейдем к главному, а точнее — к главной. К его любимой Груше, Агриппине. В 18 лет Агриппина уже родила своего первого ребенка, сына Николая. Через год — дочку Анну. В дальнейшем дети у четы Абрикосовых появлялись практически каждый год. Последнего ребенка Агриппина родила в возрасте 46 лет. Она успела за 28 лет родить 22 раза!
Абрикосовы относились с уважением к зажиточности, к достатку и благосостоянию, как к снисхождению Божьему, но одновременно осознавали изначальную греховность любого богатства. Именно эти моральные устои русского православия и определяли поведение всех поколений Абрикосовых, именно они и лежали в основе щедрой благотворительности Агриппины Александровны.
Она была попечителем Морозовской детской больницы, открыла детский сад при фабрике своего мужа, а в 1889 году — бесплатный родильный приют и лечебницу для женщин. Параграф первый устава этого лечебного заведения гласил: «Содержится за счет учредительницы». За роженицами ухаживали двадцать две сиделки, акушерки получали до 800 рублей в год — большие деньги по тем временам. Для Агриппины Александровны это было любимое детище, она навещала ее каждый день. Уйдя из жизни в 1901 году, в своем завещании Абрикосова обговорила, что на 100 тысяч рублей ее наследства (это огромные по тем временам деньги) должен быть открыт родильный дом. Через три года, в 1906 году родильный дом был выстроен. Наверху здания были выложены две надписи: слева «Городской родильный дом», а справа — «имени А.А. Абрикосовой».
А теперь — о их детях. Прекрасных детей вырастила Агриппина Александровна.
Сын ее Алексей стал издателем философского журнала «Вопросы философии и психологии». Николай наследовал дело отца, но больше увлекался путешествиями, переводами. Вырастил, кроме своих, еще пятерых детей рано умершего брата Ивана: Алексей стал академиком, Дмитрий — дипломатом, Анна приняла католичество и обратила свой дом в подобие монастыря; за веру она стала, по свидетельству писателя Александра Солженицына, одной из первых обитательниц «архипелага ГУЛАГ», проведя в тюрьмах и лагерях тринадцать лет.
Дочь Глафира Алексеевна окончила Сорбоннский университет, получила степень доктора философии. Внук Абрикосовых Хрисанф Николаевич служил личным секретарем Льва Толстого, а Сергей стал доктором химических наук.
Семья продолжала долгие годы традиции попечительства: Мария помогала Александровскому и Басманному женским училищам, Вера — городскому реальному приюту, Алексей — мужскому Хамовническому училищу, Николай состоял в Совете городского детского приюта.
Когда основатель рода Алексей Иванович умирал в 1906 году, у его постели собралось сто пятьдесят родственников. И все это были люди самостоятельные, образованные, одаренные. Он спокойно уходил в мир иной. С Агриппиной Александровной они прожили жизнь не зря.
Комментарии (6):
Не будут, не дадут, имя бы вернули Абрикосова.
Спасибо! Очень интересно и познавательно!