Как уберечь ребенка от опасности
Автор: Жан Ледлофф, писательница
Жан Ледлофф, врач и журналист, провела два с половиной года в глубине джунглей Латинской Америки вместе с индейцами племени екуана. Почему именно с этим племенем? Потому что они реально знают секрет человеческого счастья. Это настолько невероятно, что вначале в это не верится. Но племя екуана, тем не менее, прекрасно существует, индейцы живут счастливо, в радости и улыбках, и воспитывают таких же спокойных, веселых и самодостаточных, счастливых детей. Жан Ледлофф написала об этом книгу, ставшую бестселлером во многих странах мира. Это глава из книги Жан Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым.
Американских детей защищают всяческими предохраняющими приспособлениями, пожалуй, больше, чем каких бы то ни было детей за всю историю человечества, и, следовательно, меньше всего ожидают от них способности самим позаботиться о себе.
Очень кстати здесь привести услышанную мной историю одной семьи. Родители очень беспокоились, что бассейн во дворе дома представлял опасность для их маленького ребенка. Речь шла не о том, что вода в бассейне может внезапно подняться и увлечь за собой малыша, но, скорее, что ребенок может упасть или броситься в бассейн. Они соорудили ограду вокруг бассейна и всегда держали калитку на замке.
Вполне возможно, что с помощью объяснений родителей ребенок, вовсе об этом не задумываясь, очень хорошо усвоил значение забора и запертой калитки. Он настолько хорошо понимал, чего от него ожидают, что, однажды обнаружив калитку открытой, он вошел в нее, упал в бассейн и утонул.
Когда я услышала эту историю, которую мне рассказали с целью продемонстрировать необходимость постоянной защиты детей от свойственной им способности причинять себе вред, я не могла не вспомнить о той яме в деревне Вананья, рядом с которой дети играли целыми днями безо всякого присмотра и при этом оставались целы и невредимы. Эти два отдельно взятых случая, конечно же, много не значат, но хорошо отражают различия двух культур. Дети екуана оказываются в огромном количестве потенциально опасных ситуаций. Одна из наиболее впечатляющих опасностей — это повсеместное присутствие острейших мачете и ножей, на которые можно наступить, упасть, и с которыми можно свободно играть. Крохи, еще ничего не знающие о ручках, брали ножи за лезвия и у меня на глазах размахивали ими, сжав их в своих пухлых кулачках. Они не только не ранили свои собственные пальцы и не причиняли себе ни малейшего вреда, но если они были на руках у матери, то умудрялись не задевать и ее.
Точно так же дети, играющие с головешками, спотыкаясь и падая с ними, перелезая через порог хижины высотой тридцать сантиметров, никогда не касались горячим углем ни себя, ни свешивающихся сухих пальмовых листьев, покрывающих крышу, ни своих или чужих волос. Дети, как щенки, играли возле домашнего очага без вмешательства со стороны уважающих их взрослых.
Мальчики, начиная примерно с полутора лет, тренировались в стрельбе из лука острыми стрелами; при этом некоторые энтузиасты носили с собой лук почти всегда, когда были на ногах. Стрельба из лука не была ограничена какими-то отведенными местами; кроме того, не существовало никаких «правил техники безопасности». За два с половиной года, проведенных с екуана, я была свидетельницей только одного ранения стрелой, о котором упомянула выше.
Кроме того, ребенка поджидают опасности джунглей, в бескрайних нехоженых просторах которых легко заблудиться и где легко можно поранить при ходьбе босые ноги и голое тело. Я уже не говорю о более очевидных опасностях вроде змей, скорпионов и ягуаров.
А в реках сильные течения еще более опасны, чем анаконды и крокодилы, и ребенок, заплывший дальше, чем позволяют ему силы и способности, с большой степенью вероятности может разбиться о скалы или многочисленные подводные коряги. Глубина и скорость течения знакомой части реки варьируются день ото дня в зависимости от количества дождя, выпавшего выше по течению, поэтому знание опасностей сегодня может не помочь завтра. Дети, ежедневно купающиеся и играющие в реке, должны точно оценивать свои силы при любых обстоятельствах.
Скорее всего уверенность ребенка в своих силах зависит от возложенной на него ответственности. Способность заботиться о себе у большинства западных детей используется только частично, а большая часть забот взята на себя родителями. С присущим ему неприятием излишеств континуум устраняет ровно столько механизмов самосохранения, сколько взяли на себя другие. В результате снижается эффективность, поскольку никто, кроме самого ребенка, не может постоянно и тщательно быть на страже всех окружающих его обстоятельств.
Чем меньше ответственности за безопасность ребенка будет брать на себя мать в нашем обществе, тем быстрее и полноценнее ребенок станет независимым. Он и сам поймет, когда ему нужна помощь или поддержка. Именно ребенок должен стать инициатором общения. Конечно, речь идет не о том, чтобы лишить малыша возможности прибегнуть к помощи матери, но она должна предложить минимум указаний и вмешательства.
Чересчур опекаемым, зависимым ребенок становится тогда, когда его инициативу постоянно перехватывает не в меру заботливая мать, а не когда малыша держали на руках в первые месяцы его жизни, что ему было особенно важно.
Одна из моих девушек, занимающихся по программе саморазвития, работает гувернанткой. Она отрабатывает очень интересный минитренинг, решающий ее задачи и задачи ее воспитанницы. Они разыгрывают ситуацию, что как бы малышка потерялась (в ТЦ), малышка подходит к мужчине и просит его позвонить своей няне и объяснить, где она находится и как ее найти. Няня неподалеку и все это наблюдает))) Мужчина звонит и.... бывает очень весело. Восхищается и малышкой, и ее няней, тренирующей и развивающей свою воспитанницу. (Вот такой шикарный самопиар, как отличной невероятной мамы для своих детей, способной вырастить Личность. Кто ж из мужчин откажется стать отцами Личностей?).
Малышка храбреет и проявляет чудеса креативности с каждым днем все больше и больше. Юная леди проходит свой первый актерский тренинг! Храбрости больше набиралась не юная леди для данного эксперимента, а леди, которая чуть постарше)))
А вот юную леди сподвигать на красивые авантюры очень эффективно. Ребенок готов тренироваться 24 часа в сутки))) А потом настолько радостно наблюдать за ее навыками! Радостно наблюдать за ее красивым (просто великосветским, отработанным перед зеркалом) общением с теми, кого она назначила своими помощниками в разрешении ее проблем!
Вначале гувернантка выбирала сама кандидатов и предлагала своей воспитаннице к ним обращаться. Сейчас отрабатывают - как правильно выбирать (интеллигентного, отзывчивого, готового помочь мужчину) кандидата самой малышке. Малышка тааааакие наблюдательные способности развивает))), психологи могут отдыхать!