Жаловаться — последнее дело!
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
В комментариях к статье «Эмоциональное накручивание, разжигание переживаний» встретил любопытную позицию:
Жаловаться можно и нужно, рассказать все плохое — и стараться забыть, как можно быстрее. Для душевных бесед лучше всех подойдут: семья, психолог, психотерапевт, социальный работник, коуч, councelor, близкие родственники, самые близкие друзья. Чужих людей: соседей, коллег по работе, и.т.д. своими проблемами в жизни грузить не следует.
Озадачился. Задумался. Зачем, под какую задачу нужно жаловаться? Я не делаю это уже около 30 лет, никто из моих детей тоже этим не развлекается...
Обсудить происходящее в жизни, поискать лучшее решение — да, это понятно, нужно и осмысленно. А жаловаться — зачем?
Облегчить душу? Неправда, что процедура «жаловаться» этому способствует: те, кто много жалуются, как раз и ходят всю жизнь со скорбными лицами и противным настроением. А вот девиз успешных людей как раз обратный: «Не пищать!».
В семейной жизни женщину красит улыбка, а не привычка жаловаться. Как раз тех, кто часто жалуется, мужчины не выносят. Кому это нужно?
Для авторской позиции в жизни «жаловаться» — определенно не характерно. Да, человек в позиции Жертвы любит обвинять и оправдываться, расстраиваться и жаловаться — но разве это ваш стиль жизни?
Аналогично, в бизнесе «жаловаться» — это в принципе не просто дурной тон, а нечто выходящее за рамки... Думать — понятно, посоветоваться по поводу трудной ситуации — очень полезно, а жаловаться?...
Люди с юмором на это ответят только: «Ты хочешь об этом поговорить?»
Не только мои близкие, но и мои сотрудники, насколько я в курсе, давно уже избавились от этой дурной привычки. Жаловаться — это просто дурная привычка, такая же, как покурить... Кто-то покурил — ему полегчало. Значит ли это, что мы будем рекомендовать кому-то приучаться к сигаретному дыму?
Жаловаться — это дурная привычка, недостойная приличных людей. Для вас это — так же?
Более того, обращу специальное внимание на то, как мы воспитываем своих детей. Рекомендации многих психотерапевтов «Разрешите детям свободно выражать свои негативные эмоции» воспитывают из наших детей не душевно здоровых детей, а психопатов. Это — дурная рекомендация. У мудрых и любящих родителей дети не боятся выражать свое мнение, любят со своими родителями обсуждать всё, что их волнует, но у них нет привычки к плачу, обидам, расстройствами, у них нет привычки жаловаться. Не нужно поощрять детей в их плаче и нытье.
Основная метода, наверное, вам знакома: «Пока ты плачешь, я тебя не понимаю. Успокойся, скажи что ты хочешь, и мы с тобой вместе всё обсудим!».
Аналогично, если ребенок прибегает и жалуется: «У меня Машка краски отобрала!», нормальные родители вначале обнимут, поцелуют, а потом предложат поправить формат: «Ничего не понимаю! Когда ты жалуешься, я не понимаю, чего ты хочешь! Измени интонацию и скажи спокойно: что бы ты от меня хотел?»
Кажется, что в этом случае наши дети будут расти более разумными людьми.
А ваше мнение?
Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Не играю Жертву: как стать Автором собственной жизни»
В курсе 7 видеоуроков. Посмотреть >>
Комментарии (22):
Если всерьез, то у меня ответ один - на Дистанцию! Ну правда, других качественных вариантов я не знаю.
То, что надо. Я как раз хотел кому-то пожаловаться, но ни человека, которому это было бы нужно, ни смысла в жалобе я не нашел. Просто решил пожаловаться, шаблон реагирования на затруднительную ситуацию.
Конструктив лучше, чем жаловаться, это верно. Но первое видео производит тяжелое впечатление. Большой человек без кулаков с маленьким говорить не умеет, что ли?