Жаловаться — последнее дело!

09 сентября 2015 г. в 18:57

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

В комментариях к статье «Эмоциональное накручивание, разжигание переживаний» встретил любопытную позицию:

Жаловаться можно и нужно, рассказать все плохое — и стараться забыть, как можно быстрее. Для душевных бесед лучше всех подойдут: семья, психолог, психотерапевт, социальный работник, коуч, councelor, близкие родственники, самые близкие друзья. Чужих людей: соседей, коллег по работе, и.т.д. своими проблемами в жизни грузить не следует.


Озадачился. Задумался. Зачем, под какую задачу нужно жаловаться? Я не делаю это уже около 30 лет, никто из моих детей тоже этим не развлекается...

Фильм «Поддубный»

Обсудить происходящее в жизни, поискать лучшее решение — да, это понятно, нужно и осмысленно. А жаловаться — зачем? 

Облегчить душу? Неправда, что процедура «жаловаться» этому способствует: те, кто много жалуются, как раз и ходят всю жизнь со скорбными лицами и противным настроением. А вот девиз успешных людей как раз обратный: «Не пищать!».

В семейной жизни женщину красит улыбка, а не привычка жаловаться. Как раз тех, кто часто жалуется, мужчины не выносят. Кому это нужно?

Для авторской позиции в жизни «жаловаться» — определенно не характерно. Да, человек в позиции Жертвы любит обвинять и оправдываться, расстраиваться и жаловаться — но разве это ваш стиль жизни?

Фильм «Леди Нового Камелота»

Аналогично, в бизнесе «жаловаться» — это в принципе не просто дурной тон, а нечто выходящее за рамки... Думать — понятно, посоветоваться по поводу трудной ситуации — очень полезно, а жаловаться?...

Люди с юмором на это ответят только: «Ты хочешь об этом поговорить?»

Не только мои близкие, но и мои сотрудники, насколько я в курсе, давно уже избавились от этой дурной привычки. Жаловаться — это просто дурная привычка, такая же, как покурить... Кто-то покурил — ему полегчало. Значит ли это, что мы будем рекомендовать кому-то приучаться к сигаретному дыму?


Жаловаться — это дурная привычка, недостойная приличных людей. Для вас это — так же?


 

 

 

 

 

 

Более того, обращу специальное внимание на то, как мы воспитываем своих детей. Рекомендации многих психотерапевтов «Разрешите детям свободно выражать свои негативные эмоции» воспитывают из наших детей не душевно здоровых детей, а психопатов. Это — дурная рекомендация. У мудрых и любящих родителей дети не боятся выражать свое мнение, любят со своими родителями обсуждать всё, что их волнует, но у них нет привычки к плачу, обидам, расстройствами, у них нет привычки жаловаться. Не нужно поощрять детей в их плаче и нытье.

Основная метода, наверное, вам знакома: «Пока ты плачешь, я тебя не понимаю. Успокойся, скажи что ты хочешь, и мы с тобой вместе всё обсудим!».

Аналогично, если ребенок прибегает и жалуется: «У меня Машка краски отобрала!», нормальные родители вначале обнимут, поцелуют, а потом предложат поправить формат: «Ничего не понимаю! Когда ты жалуешься, я не понимаю, чего ты хочешь! Измени интонацию и скажи спокойно: что бы ты от меня хотел?»

Кажется, что в этом случае наши дети будут расти более разумными людьми.

А ваше мнение?

Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Не играю Жертву: как стать Автором собственной жизни»
В курсе 7 видеоуроков. Посмотреть >>

Видеокурс «Не играю Жертву: Как стать Автором собственной жизни»
Файлы:

Комментарии (22):

Г.О.Киприянова, 09 сентября 2015 г. в 20:34
Ребёнка обидели и он ищет защиты у взрослого. Это нормально. Но нужно конечно разобраться в ситуации вместе с ребёнком.
1 ответ
Н.И. Козлов, 09 сентября 2015 г. в 22:14
Да, искать защиты у взрослого - правильно и нормально. Но разве это про "жаловаться"? Спокойно описал ситуацию, сказал что хочет от взрослого, без плача и канючения. Взрослый в ответ на это думает - и делает что нужно. Когда-то защищает, когда-то говорит, как ребенку защищать себя самостоятельно.
1 ответ
Киприянова Галина Олеговна, 15 сентября 2015 г. в 17:27
Очень трудно представить себе трёхлетнего, например, ребёнка, спокойно описывающего ситуацию, в которой его обидели :-)
1 ответ
Н.И. Козлов, 15 сентября 2015 г. в 18:38
Конечно, Галина Олеговна: плакать ребенку легче. И если его не приучать к разумному подходу к ситуации, плакать и ныть он будет еще долго. Многие делают это всю жизнь.
Вика, 11 сентября 2015 г. в 21:55
Отсутствие привычки жаловаться высвобождает массу ресурсов — времени, ума, чтобы заняться исправлением / решением задачи! а не обсуждением проблемы. Очень жаль, что я не всегда это сознавала.
Татьяна Сорокина, 11 сентября 2015 г. в 23:14
Жалуются как раз те люди, которые в детстве любили поныть. Жалоба - это нытье взрослого человека. Все дети ноют, но часть родителей это дело пресекает, а часть - поддерживает, считая, что в этом нет ничего страшного. Вот и вырастают жалобщики, корни все из детства. Как помочь ребенку справиться с нытьем, чтобы из него не вырос профессиональный нытик, должен знать и уметь каждый продвинутый родитель. И в статье предложен прекрасный способ, как это самое нытье разумно пресечь при этом уважая и любя своего ребенка. Я пользуюсь этим методом и очень довольна результатами.
1 ответ
Виктория, 02 декабря 2015 г. в 19:05
Опираясь на свой опыт могу точно сказать, что в детстве никогда не было привычки жаловаться, ныть и т. д. А вот сейчас хоть отбавляй. А мне уже за 30.
Алексей, 14 сентября 2015 г. в 12:44
Наверное нужно самому правильно реагировать, адекватно ситуации, и таким образом, собой показывать пример детям. Бессмысленно объяснять детям и приучать их к тому, чего сам не соблюдаешь, к тому, чем не живёшь. Не считаю, что жаловаться - последнее дело, и не осуждаю этого. Наоборот, постараюсь понять суть, мотивацию такого поведения, и если смогу - поддержу, зажгу сердце))
Александра, 18 сентября 2015 г. в 00:47
Статья хорошая, только, как мне кажется, неправильно копить негатив в себе, думать о нем и переживать. Я боюсь, так можно получить инфаркт, инсульт, невроз и впасть в депрессию. Кроме того, можно не только выражать все словами, так же можно все написать в тетрадку и закрыть и как можно реже открывать, а то и вовсе никогда не открывать, можно написать все на отдельном листке бумаги, листок можно выбросить или сжечь, именно так можно облегчить душу без жалоб, плача, и нытья. Дети же должны все рассказывать и делиться всем, что на душе временами!
Н.И. Козлов, 18 сентября 2015 г. в 09:51
Александра, вас ввели в заблуждение неграмотные психологи. Почитайте статью Копить негатив - опасно?, разберитесь с существующими научными данными на этот счет. Что касается детей, то рассказывать и делиться - это одно, а жаловаться - это другое. Эту разницу должны знать и чувствовать все родители.
Мыкола, 25 сентября 2015 г. в 23:39
Жалость - это слабость, и она вредит человеку, превращая его в жертву, ну и ее противоположность тирана, как другую сторону медали.
Натали, 31 октября 2015 г. в 20:43
Согласна, но эмоции зашкаливают, поэтому жалуемся!
Гость, 24 января 2016 г. в 00:51
Моё мнение: жаловаться, как образ жизни - плохо, но должен быть человек, которому можно время от времени изливать свои переживания.
Гость, 18 мая 2016 г. в 13:45
Обычно жалуются энергетические вампиры. Люди скидывают на других свои внутренние проблемы, негативные эмоции. Вампиры, так сказать, не хотят ничего менять в своей жизни, хотят сбросить ответственность на других. Так просто и удобно, загрузить друзей своим негативом. Сложно меняться, читать, ходить на тренинги. Вкладывать свою энергию в познания трудно, лучше украсть ее у собеседника через жалобы.
1 ответ
Гость, 10 июля 2016 г. в 00:30
Я с вами согласна. В последнее время я заметила, как много людей вокруг все время мне жалуются. Как только увидят, так и норовят поныть. Вот денег нет, кризис, все плохо,там плохо, сям плохо. Ребенка не на что к школе готовить, денег нет. Молча слушаю, иногда даже сочувствовать начинаю. Иногда даже неудобно становится, что судя по их словам, я намного богаче живу. Через пару дней инстаграм ломится от фотографий в дорогих ресторанах, фитнесс клубах и курортах. И я понимаю, что меня надурили нытики)) Зачем нужно было ныть, не понимаю. Для чего люди это делают? Ведь никому неинтересно слушать о чужих проблемах, тем более преувеличенных и надуманных. Так это непонятно. Мне самой еще работать над собой нужно много. Есть к чему стремиться, но ныть... никогда не жалуюсь. И считаю это ужасной чертой. Единственное, никак не могу понять, почему в последние полгода меня постоянно окружают люди, которые только увидев меня, сразу жалуются.
Гость, 01 января 2017 г. в 04:38
Все верно сказано: пока ты плачешь - я тебя не понимаю. Раньше я этому не придавала никакого значения, мол, поплачешь и станет легче. Но легче не становилось. Вот только тогда, когда ты ведешь конструктивный диалог, когда знаешь в чем причина, то можно спокойно об этом говорить. Как говориться "слёзами горю не поможешь".
Гость, 17 января 2017 г. в 17:52
"Пока ты плачешь, я тебя не понимаю. Успокойся, скажи что ты хочешь, и мы с тобой вместе всё обсудим!". -Надо запомнить:)
Гость, 05 мая 2017 г. в 15:24
Не выношу жалобщиков и нытиков!!! Поначалу честно старалась предлагать таким решение проблемы, воспринимая ее как задачу, жёсткий игнор моих слов удивлял! Мне и в голову не приходило, что кому-то может нравиться сам процесс обсасывания ситуации, а я и мне подобные являемся лишь "свободными ушами":):):) По мне так нет большего унижения, когда тебя жалеют, смотря сверху вниз! Я это дело ох как не люблю!! Сейчас с жалобщиками разговор короткий: и что собираешься с этим делать? Аааа, просто выговориться надо было, облегчиться? Тебе легче стало? Ну вот и отлично, теперь давай о хорошем ( или по делу). Примерно в таком духе:):):). А вот чего жалобщики не любят, это конструктива, смотрю после пары попыток находят себе другие " свободные уши":):):)
Гость, 14 мая 2017 г. в 14:21
Про воспитание детей хорошо написано. Когда я была маленькой, никогда не плакала и не ныла. Отец у нас на кухне очень любил обсуждать политику (это было в советское время). Еще он обсуждал слова и действия своего руководства. А мама всегда его выслушивала, старалась гасить негатив. И так почти каждый день. Причем тогда я не думала, что это жалобы, считала отца бунтарем. Когда я выросла тоже во многом стала "бунтаркой". На работе с непосредственной начальницей отношения очень плохие, подумываю увольняться. И вот только на Вашем сайте поняла, что у меня позиция Жертвы и все вытекающие отсюда последствия. Николай Иванович, подскажите, пожалуйста, что делать?
1 ответ
Козлов Николай Иванович, 14 мая 2017 г. в 21:30

Если всерьез, то у меня ответ один - на Дистанцию! Ну правда, других качественных вариантов я не знаю.

Гость, 19 декабря 2017 г. в 19:58

То, что надо. Я как раз хотел кому-то пожаловаться, но ни человека, которому это было бы нужно, ни смысла в жалобе я не нашел. Просто решил пожаловаться, шаблон реагирования на затруднительную ситуацию.

Гость, 14 мая 2019 г. в 11:54

Конструктив лучше, чем жаловаться, это верно. Но первое видео производит тяжелое впечатление. Большой человек без кулаков с маленьким говорить не умеет, что ли?

Материалы по теме:

01 янв. 2013 г.
Как обратиться с просьбой, чтобы ее услышали
Просьба — это формулирование ожиданий как бы с позиций слабого, как бы с позиции снизу... Хорошо сформулированная просьба — просьба вежливая, красивая, сильная, обоснованная и спокойная, не дрожащая от страха отказа.
23 мар. 2017 г.
Ребенок, не бойся и не ной!
Аня (4 года): грустным тоном, постанывая «Маа-аамочкааа,а у меня нет носочков, я не могу их найти». 
12 мая 2017 г.
Уговаривание — пустая трата времени
На мирных и цивилизованных людей уговаривание действует, хотя если это повторяется, вызывает протест, как манипулятивное поведение.