Ребенок, не бойся и не ной!

23 марта 2017 г., 18:49

Автор: Ольга Мушкарева-Кичул,​​​​​​​Университет практической психологии

​​​​​​​Аня (моей дочке 4 года): грустным тоном, постанывая "Маа-аамочкааа, а у меня нет носочков, я не могу их найти".

Я: "Анечка, я понимаю, что ты что-то хочешь, но когда ты говоришь таким голосом я не понимаю, что конкретно ты хочешь. Давай ты поправишь личико, и скажешь что тебе нужно".

Аня: Распрямляет плечики, улыбается, но брови сведены, продолжает стонущим голосом: "Нееет носочков".

Я: "Аня, бровки тоже расправь, и скажи, что тебе нужно. Ты хочешь меня о чем-то попросить? Если да, то так и скажи".

Аня: Вдруг, как-будто скидывает маску и обычным тоном с бодростью говорит: "Мамочка, я хочу тебя попросить: дай мне носочки!"

Я: "Аня, какая ты у меня молодец, умеешь четко сказать! Я теперь тебя понимаю, пойдем дам носочки".

...Оказалось, что Аня практически всегда просит меня со стонами в голосе. Также у нее есть страхи (типа: я лежала, не вставала, хотя давно проснулась, но боялась к тебе подойти, думала, что будешь ругать меня). Как нас учил Николай Иванович, я решила дочку обучать правильному формату поведения.


Курс Н.И. КОЗЛОВА «НЕ ИГРАЮ ЖЕРТВУ»
В курсе 7 видеоуроков. Посмотреть >>

С чего начала: "Хочешь попросить - не ной, а говори что тебе нужно".

Аня: "Ма-ама, не вытирай мне голову (после ванны), я не хочу".

Я:" Аня, скажи, а что ты хочешь?"

Аня: "Хочу, чтобы волосы были гладкими, как сейчас" (волосы мокрые и лежат ровно).

Я: "Аня, тогда давай вытрем их и причешем, они будут гладкие, но посушим, хорошо?"

Аня: "ДА" или

Аня: "Мама, у меня нет платочка!"

Я: "Аня, так, и что ты хочешь, скажи".

Аня: "Мама, прошу тебя, дай мне платочек, у меня козюля, во-от смотри какая! ))"

Да, подобных ситуаций много. Ребенок часто сначала говорит, что она НЕ хочет, что ей НЕ нужно. Моя задача - переводить жалобы и НЕ ХОЧУ в прямые просьбы.


Второй этап: "Поправь личико!"

Я объяснила Ане, что когда хочешь что-то попросить, вначале нужно "поправлять личико". Интересно, у меня это сработало не сразу.

Аня поцарапала пальчик, и с разнесчастным лицом пришла ко мне жаловаться. Моя реакция: "Аня, радость, конечно пожалею, только поправь личико! Мы же с тобой об этом говорили!". Аня распрямила плечи, надела улыбку, но при этом все равно умудрилась стонуще, полуплача просить то, что ей надо. Я попробовала обратить ее внимание на интонации: "Сделай интонации довольные!" - это не сработало, лицо сжалось в маску. Но я продолжала пробовать, искать, и когда попросила Аню распрямить бровки, случилось чудо! - у Ани появилось довольное выражение личика.

Теперь Аня правильно "одела лицо" и сказала:

Аня: "Мама, пожалей меня пожалуйста, я пальчик поцарапала!"

Я: "Ты хочешь, чтобы я тебя обняла?"

Аня: "Да, мамочка!"

Обнимаемся, дуем на пальчик, Аня уходит довольная.


Хочу, чтобы дети мне доверяли, а не боялись и скрывали что-то. Аня рассыпала соль и с испуганными глазами (господи, у нее уже испуганный взгляд, значит, я уже ее напугала) чуть ли не шепотом сказала: "Ма-ама...я соль рассыпала...." и она даже как-то пригнулась:-((

Я: весело, пародийно: "Да ты что?! Ну, бывает. Молодец, что сразу ко мне пришла, я знаю, что мы будем делать. Давай веником все подметем?"

Аня: "Давай, и у меня есть мой маленький веничек!"

Я: "О, Правильно, неси его, а я помогу!"

Дружно подметаем.

Я: "Ань, соль, такая сыпучая, давай в следующий раз держать ее не в блюдечке, а в баночке, а то она опять убежит, как думаешь :-) ?"

Аня, улыбаясь: "Даваай!"

Думаю, что она в следующий раз, если что-то случится придет ко мне.


Аня: "Мамочка, я боюсь, в темноте там какая-то рожица".

Я: "Аня, давай выбираем быть смелыми и с сегодняшнего дня все бояки отменяются!"

Аня подумав: "Хорошо, а бояться будет Алешка" (старший брат:-), смеется )


Я: "Аня, спой мне и папе пожалуйста!"

Аня глаза в пол и лукаво глядя исподлобья:" Я стесня-яюсь!"

Я: "Аня, мы тебя все любим и поможем если нужно, так что стесняться нечего, а потом мы решили, что все бояки отменяются!"

Аня: "Хорошо"

Поет песни.

Я поняла для себя, что ребенку нужно повторять шаблон поведения постоянно. Не лениться. Как только это войдет у него в привычку, когда он поймет правило, он сделает как нужно. Я еще наблюдаю и учу. Наблюдаю с удовольствием, потому что есть результат. Спасибо, Николай Иванович, за Теорию психоанализа эмоций, это - чудо!

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Как обратиться с просьбой, чтобы ее услышали"
01 янв. 2013 г.
С просьбой обращаются, когда нечто нужно вам, а человек вам не должен, когда договора не было и обоснованность ваших ожиданий никто подвердить не может. Просьба - это формулирование ожиданий как бы с позиций слабого, как бы с позиции снизу... Хорошо сформулированная просьба - просьба вежливая, красивая, сильная, обоснованная и спокойная, не дрожащая от страха отказа.
3Подробнее →
Картинка к "Уговаривание - пустая трата времени"
12 мая 2017 г.
Уговаривание - мягкое, но настойчивое воздействие, где идет обращение к добрым чувствам. На мирных и цивилизованных людей уговаривание действует, хотя если это повторяется, вызывает протест, как манипулятивное поведение. На тех, кто хочет поскандалить, уговоры не действуют, напротив - как проявление слабости и подключение эмоций, только раскручивают скандал.
Картинка к "Жаловаться - последнее дело!"
09 сент. 2015 г.
Зачем, под какую задачу нужно жаловаться? Я не делаю это уже около 30 лет, никто из моих детей тоже этим не развлекается... Обсудить происходящее в жизни, поискать лучшее решение - да, это понятно, нужно и осмысленно. А жаловаться - зачем? Облегчить душу? Неправда, что процедура "жаловаться" этому способствует: те, кто много жалуются, как раз и ходят всю жизнь со скорбными лицами и противным настроением. А вот девиз успешных людей как раз обратный: "Не пищать!".