Ребенок, не бойся и не ной!
Автор: Ольга Мушкарева-Кичул
Выпускница Университета практической психологии
Аня (моей дочке 4 года): грустным тоном, постанывая «Маа-аамочкааа, а у меня нет носочков, я не могу их найти».
Я: «Анечка, я понимаю, что ты что-то хочешь, но когда ты говоришь таким голосом я не понимаю, что конкретно ты хочешь. Давай ты поправишь личико, и скажешь что тебе нужно».
Аня: Распрямляет плечики, улыбается, но брови сведены, продолжает стонущим голосом: «Нееет носочков».
Я: «Аня, бровки тоже расправь, и скажи, что тебе нужно. Ты хочешь меня о чем-то попросить? Если да, то так и скажи».
Аня: Вдруг, как-будто скидывает маску и обычным тоном с бодростью говорит: «Мамочка, я хочу тебя попросить: дай мне носочки!»
Я: «Аня, какая ты у меня молодец, умеешь четко сказать! Я теперь тебя понимаю, пойдем дам носочки».
...Оказалось, что Аня практически всегда просит меня со стонами в голосе. Также у нее есть страхи (типа: я лежала, не вставала, хотя давно проснулась, но боялась к тебе подойти, думала, что будешь ругать меня). Как нас учил Николай Иванович, я решила дочку обучать правильному формату поведения.
С чего начала: «Хочешь попросить — не ной, а говори что тебе нужно».
Аня: «Ма-ама, не вытирай мне голову (после ванны), я не хочу».
Я:» Аня, скажи, а что ты хочешь?»
Аня: «Хочу, чтобы волосы были гладкими, как сейчас» (волосы мокрые и лежат ровно).
Я: «Аня, тогда давай вытрем их и причешем, они будут гладкие, но посушим, хорошо?»
Аня: «ДА» или
Аня: «Мама, у меня нет платочка!»
Я: «Аня, так, и что ты хочешь, скажи».
Аня: «Мама, прошу тебя, дай мне платочек, у меня козюля, во-от смотри какая! ))»
Да, подобных ситуаций много. Ребенок часто сначала говорит, что она НЕ хочет, что ей НЕ нужно. Моя задача — переводить жалобы и НЕ ХОЧУ в прямые просьбы.
Второй этап: «Поправь личико!»
Я объяснила Ане, что когда хочешь что-то попросить, вначале нужно «поправлять личико». Интересно, у меня это сработало не сразу.
Аня поцарапала пальчик, и с разнесчастным лицом пришла ко мне жаловаться. Моя реакция: «Аня, радость, конечно пожалею, только поправь личико! Мы же с тобой об этом говорили!». Аня распрямила плечи, надела улыбку, но при этом все равно умудрилась стонуще, полуплача просить то, что ей надо. Я попробовала обратить ее внимание на интонации: «Сделай интонации довольные!» — это не сработало, лицо сжалось в маску. Но я продолжала пробовать, искать, и когда попросила Аню распрямить бровки, случилось чудо! — у Ани появилось довольное выражение личика.
Теперь Аня правильно «одела лицо» и сказала:
Аня: «Мама, пожалей меня пожалуйста, я пальчик поцарапала!»
Я: «Ты хочешь, чтобы я тебя обняла?»
Аня: «Да, мамочка!»
Обнимаемся, дуем на пальчик, Аня уходит довольная.
Хочу, чтобы дети мне доверяли, а не боялись и скрывали что-то. Аня рассыпала соль и с испуганными глазами (господи, у нее уже испуганный взгляд, значит, я уже ее напугала) чуть ли не шепотом сказала: «Ма-ама...я соль рассыпала....» и она даже как-то пригнулась:-((
Я: весело, пародийно: «Да ты что?! Ну, бывает. Молодец, что сразу ко мне пришла, я знаю, что мы будем делать. Давай веником все подметем?»
Аня: «Давай, и у меня есть мой маленький веничек!»
Я: «О, Правильно, неси его, а я помогу!»
Дружно подметаем.
Я: «Ань, соль, такая сыпучая, давай в следующий раз держать ее не в блюдечке, а в баночке, а то она опять убежит, как думаешь :-) ?»
Аня, улыбаясь: «Даваай!»
Думаю, что она в следующий раз, если что-то случится придет ко мне.
Аня: «Мамочка, я боюсь, в темноте там какая-то рожица».
Я: «Аня, давай выбираем быть смелыми и с сегодняшнего дня все бояки отменяются!»
Аня подумав: «Хорошо, а бояться будет Алешка» (старший брат:-), смеется )
Я: «Аня, спой мне и папе пожалуйста!»
Аня глаза в пол и лукаво глядя исподлобья:» Я стесня-яюсь!»
Я: «Аня, мы тебя все любим и поможем если нужно, так что стесняться нечего, а потом мы решили, что все бояки отменяются!»
Аня: «Хорошо»
Поет песни.
Я поняла для себя, что ребенку нужно повторять шаблон поведения постоянно. Не лениться. Как только это войдет у него в привычку, когда он поймет правило, он сделает как нужно. Я еще наблюдаю и учу. Наблюдаю с удовольствием, потому что есть результат. Спасибо, Николай Иванович, за Теорию психоанализа эмоций, это — чудо!
Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Не играю Жертву: как стать Автором собственной жизни»
В курсе 7 видеоуроков. Посмотреть >>