Воспитание по чувству любви и дисциплинарный подход
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Сравним достоинства и недостатки дисциплинарного подхода и воспитания по чувству любви относительно основных целей воспитания.
Подготовка к жизни
Одной из целей воспитания является подготовка к жизни, в частности способность ребенка интегрироваться в рабочий процесс, в мир взрослых людей и деловые ответственные отношения. Это предполагает умение ребенка делом отвечать на следующие вопросы:
- Кто делает необходимое?
- Кто убирает за собой?
- Кто платит за развлечения?
- Сумеет ли ребенок жить в мире, где есть порядки? Где есть обязанности? Где требуется субординация и формат?
Воспитание по чувству любви убедительные ответы на эти вопросы не дает. Дисциплинарный подход — это обеспечивает.
Безопасность
Также важной целью воспитания является обеспечить физическую и психическую безопасность жизни ребенка (чтобы он не вывалился из окна, его не сбила машина, он не выколол себе глаз, уберечь от психотравм…). В данном случае дисциплинарный подход также имеет преимущества: детей можно проинструктировать, что можно и что нельзя, и дети это выполнят. А на что надеяться в воспитании по чувству любви? На маму, которая верит в своих детей? На опыт или сознательность маленьких детей?
Душевное здоровье и развитие
Дисциплинарный подход в руках недалекого, негативного и грубого воспитателя может оказаться большой опасностью для развития ребенка. Частные и жесткие наказания, ругань и издевательства, как правило, травмируют психику и искривляют личность ребенка. Именно поэтому для плохих родителей обычно рекомендуют воспитание по чувству любви — пусть родители толком не воспитают ребенка, но хотя бы не искалечат. Смотри Казарменный стиль воспитания
С другой стороны, в руках разумных родителей дисциплинарный подход для укрепления душевного здоровья и развития ребенка дает существенно больше. Дисциплинарный подход, соединенный с позитивом воспитателя, формирует дисциплину, а не закрепощение, и удовлетворяет всем требованиям правильного воспитания.
Нагрузки
Дисциплинарный подход дает большую учебную нагрузку вначале и облегчает социальную жизнь попозже. Ребенок оказывается более подготовленным к жизни и, имея такую подготовку, в большой жизни живет свободнее, легче. Смотри Как взять лучшее из западной и азиатской традиции воспитания
Санкции и ограничения
Опыт перенесения разумных наказаний снимает перед ними страх, снижает риск получения психотравм в будущем. Напротив, при воспитании по чувству любви дети приучаются бояться наказаний и требовать, чтобы их этими наказаниями не пугали. Смотри видео «Топор войны». Ребенок говорит: «Правдашний топор? Я боюсь!» — смело заявляя свое требование, чтобы его такими угрозами не напрягали.
Позитивный дисциплинарный подход предполагает не только напряги и обязанности, но и удобства и свободы. Это:
- Свобода в чувствах — необходимое выполнил, а моя душа в моем распоряжении.
- Нет обязанности решать чужие проблемы: свои проблемы каждый решает сам.
- Санкции предсказуемые, в обговоренных рамках.
Напротив, в гуманистическом подходе (воспитание по чувству любви), кроме известных удобств и свобод, есть менее очевидные, но не менее весомые свои напряги и обязанности. Это:
- Дисциплина чувств (обязательность принятых чувств и отношений).
- Обязательность отзывчивости: мгновенный отклик на душевное состояние партнера.
- Санкции стихийные, непредсказуемые, вне рамок и границ
Без санкций и ограничений воспитательных систем нет. В некоторых случаях воспитатель может позволить себе быть мягким, потому что альтернативой ему жесткое окружение.