Виды воспитанности
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Воспитанность бывает разной. Воспитанность бывает настоящая и формальная, естественная и наносная, глубинная и поверхностная, идущая у человека изнутри и вызывающая у самого человека внутренний протест...
Воспитанность, идущая изнутри — и воспитанность на фоне внутреннего протеста
Бывает, что воспитание и приобретение воспитанности происходит на фоне внутреннего протеста того, кто воспитывается. Ребенок не хочет усваивать нормы культуры, стремится сделать все поперек.
Причины такого бывают разные: и врожденные особенности ребенка, и влияние детского (подросткового) окружения, которое транслировало установку «Взрослые — враги, не подчиняйся взрослым!»
Ничего не мешает воспитанной девочке (которой родители объяснили, что такое хорошо, а что такое плохо) ненавидеть обязательный чай всей душой и тем не менее его пить каждый день и даже улыбаться маме (потому что воспитанные девочки должны быть вежливыми с родителями).
Замечают ли это родители? Невнимательные могут не замечать, какие-то родители могут этим не интересоваться — потому что вообще ничем не интересуются...
Последствия такого диссонанса могут быть любые: могут быть никакие. Могут быть страшные. Чаще всего временные и средненькие, как у всех средненьких людей. Что делать, чтобы такого протеста не было? См.→
Воспитанность с умом и свободой — и без ума, без свободы
Стоит увидеть разницу между воспитанностью и внушенностью (если хотите слово поярче — «зазомбированностью»).
Первое состояние — знание и умение адекватно вести себя в обществе. Человек знает букву правил, но чувствует прежде всего их дух. Он свободен в своем поведении и выбирает быть — воспитанным.
Второе состояние — общество навязало человеку «стандартный пакет» привычек. Через ТВ и газеты, родителей и учителей, литературу и кино. Человек оказался внушаем и некритичен. И вести себя по другому уже не может. А среди образцов попались и сомнительного качества «мыльные оперы» вперемежку с одиозными реалти-шоу, и слабые книги, и случайные учителя... Этот человек формально воспитан («спасибо» говорит, вилку держит в левой руке), но при этом напоминает тупо программированного робота, к которому зачем-то еще прикрутили блок расшатанных нервов и душевных проблем.
Смотри фрагмент из фильм «История о нас». Женщина воспитана, но живет бездумно, собеседника не чувствует, и производит впечатление ужасное.
Есть предположение, что с душевным здоровьем скорее связано первое состояние, чем второе.
Проявления воспитанности
Воспитанность проявляет себя в самых разных формах, в том числе в желании быть понятным и готовности понимать другого.
Юрий Левитанский писал: «....Да, в поэзии много непонятного, но когда «написать непонятно» становится творческой задачей это, по-моему, просто от невоспитанности. Воспитанный человек найдет способ, чтобы его поняли, ибо он знает, что незачем увеличивать «количество» непонимания в мире, где люди и так не слишком хорошо понимают друг друга. И мне кажется, что по-настоящему интеллигентное искусство — это искусство, которое, по крайней мере, стремится к тому, чтобы быть понятым. Чтобы быть прозрачным.
Об этом я всерьез начал задумываться именно теперь, к старости. Притом, что я убежден: старость самое подходящее время для поэзии, и фактически всю поэзию XX века, лучшие ее образцы сделали старики.
Правда, в старости делать поэзию довольно трудно... Сердце не выдерживает. Но вот что я прочитал недавно в одной статье, я даже вырезал ее из газеты, в статье, где речь идет о том, какими растениями что лечить: тем, у кого больное сердце, «показаны» розы. Теперь я знаю, чего мне не хватало в жизни. В жизни мне не хватало роз...» (Ю. Левитанский. «Миссия». Газета независимой интеллигенции. Сентябрь, 1993 г)