Виды воспитанности

01 января 2010 г., 13:00

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

Фильм «История о нас»

Воспитанность бывает разной. Воспитанность бывает настоящая и формальная, естественная и наносная, глубинная и поверхностная, идущая у человека изнутри и вызывающая у самого человека внутренний протест...

Воспитанность, идущая изнутри – и воспитанность на фоне внутреннего протеста

Бывает, что воспитание и приобретение воспитанности происходит на фоне внутреннего протеста того, кто воспитывается. Ребенок не хочет усваивать нормы культуры, стремится сделать все поперек.

Причины такого бывают разные: и врожденные особенности ребенка, и влияние детского (подросткового) окружения, которое транслировало установку «Взрослые – враги, не подчиняйся взрослым!»

Ничего не мешает воспитанной девочке (которой родители объяснили, что такое хорошо, а что такое плохо) ненавидеть обязательный чай всей душой и тем не менее его пить каждый день и даже улыбаться маме (потому что воспитанные девочки должны быть вежливыми с родителями).

Замечают ли это родители? Невнимательные могут не замечать, какие-то родители могут этим не интересоваться – потому что вообще ничем не интересуются...

Последствия такого диссонанса могут быть любые: могут быть никакие. Могут быть страшные. Чаще всего временные и средненькие, как у всех средненьких людей. Что делать, чтобы такого протеста не было? См.→

Воспитанность с умом и свободой – и без ума, без свободы

Стоит увидеть разницу между воспитанностью и внушенностью (если хотите слово поярче – «зазомбированностью»).

Первое состояние – знание и умение адекватно вести себя в обществе. Человек знает букву правил, но чувствует прежде всего их дух. Он свободен в своем поведении и выбирает быть – воспитанным.

Второе состояние – общество навязало человеку «стандартный пакет» привычек. Через ТВ и газеты, родителей и учителей, литературу и кино. Человек оказался внушаем и некритичен. И вести себя по другому уже не может. А среди образцов попались и сомнительного качества «мыльные оперы» вперемежку с одиозными реалти-шоу, и слабые книги, и случайные учителя... Этот человек формально воспитан (»спасибо» говорит, вилку держит в левой руке), но при этом напоминает тупо программированного робота, к которому зачем-то еще прикрутили блок расшатанных нервов и душевных проблем.

Смотри фрагмент из фильм «История о нас». Женщина воспитана, но живет бездумно, собеседника не чувствует, и производит впечатление ужасное.

Есть предположение, что с душевным здоровьем скорее связано первое состояние, чем второе.

Проявления воспитанности

Воспитанность проявляет себя в самых разных формах, в том числе в желании быть понятным и готовности понимать другого.

Юрий Левитанский писал: «....Да, в поэзии много непонятного, но когда «написать непонятно» становится творческой задачей это, по-моему, просто от невоспитанности. Воспитанный человек найдет способ, чтобы его поняли, ибо он знает, что незачем увеличивать «количество» непонимания в мире, где люди и так не слишком хорошо понимают друг друга. И мне кажется, что по-настоящему интеллигентное искусство – это искусство, которое, по крайней мере, стремится к тому, чтобы быть понятым. Чтобы быть прозрачным.

Об этом я всерьез начал задумываться именно теперь, к старости. Притом, что я убежден: старость самое подходящее время для поэзии, и фактически всю поэзию XX века, лучшие ее образцы сделали старики.

Правда, в старости делать поэзию довольно трудно... Сердце не выдерживает. Но вот что я прочитал недавно в одной статье, я даже вырезал ее из газеты, в статье, где речь идет о том, какими растениями что лечить: тем, у кого больное сердце, «показаны» розы. Теперь я знаю, чего мне не хватало в жизни. В жизни мне не хватало роз...» (Ю. Левитанский. «Миссия». Газета независимой интеллигенции. Сентябрь, 1993 г)

  • Воспитанность
  • Автор Н.И. Козлов
  • Видео

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Формат и выработка привычки: закон параллельного подкрепления"
01 янв. 2013 г.
Как общее правило, привычка вырабатывается с помощью повторений с положительным подкреплением, и обычно в срок от 20 до 40 дней. Однако из любого правила есть исключения. Бывает, что привычка не вырабатывается. Случается, что повторение даже вроде бы вполне успешных действий к привычке не приводит, более того, приводит к отвращению и усилению внутреннего протеста. Отчего же это зависит? Ответом на это является [HI rgb(255, 255, 0)]закон параллельного подкрепления[/HI]: эффективность основного подкрепления зависит от создающего ему фон параллельного подкрепления, в котором человек фиксирует свое отношение к происходящему.
1Подробнее →
Картинка к "Воспитанность"
01 янв. 2013 г.
Под воспитанностью в повседневной жизни обычно понимаются хорошие манеры, умение адекватно вести себя в обществе и уважение к другим людям.
Картинка к "Воспитанность: разная степень, разные нормы"
01 окт. 2022 г.
Воспитанность может быть разной степени и основываться на разных моральных нормах-образцах.
Картинка к "Воспитанность и душевное здоровье"
01 окт. 2022 г.
Воспитанность и душевное здоровье - взаимосвязаны. Душевно здоровый человек легче приобретает воспитанность, воспитанность способствует хорошему душевному здоровью.