Удовольствие и мотивация
Для детей и инфантильных взрослых удовольствие, приятные переживания являются основной мотивацией. Возможно, именно такие клиенты были преимущественно у З.Фрейда, поскольку он считал принцип удовольствия главной побудительной силой человеческого поведения.
«Приятно» мне что-то или «неприятно» - это любимая тема всех детей (смотри статью). Взрослые люди, занимающиеся делом, чаще размышляют о том, что работает, что эффективно помогает решить проблемы и достичь цели, а что - не работает и не эффективно.
Может быть, грусть или расслабуха будет внутренне душевно вкусными, но они сейчас некстати - значит, заменим на что-то более подходящее. А когда-то экстаз или истерика могут быть весьма болезненными или трудными, но - надо, значит - надо. Сделаем.
Взрослые и социально активные люди (умные мамы, ответственные, успешные управленцы) больше обращают внимание не на «приятность» эмоции, а на те реальные последствия, которые она дает для:
- для здоровья,
- для того, чтобы хотеть мне жить и делать что надо,
- чтобы наши отношения с нужными людьми были какими следует, включая разыгрывание всех нужных межличностных «спектаклей»,
- для всех других нужных дел.
И если человек «удовлетворенный» получает кислую жизнь и отросший живот, тогда «удовлетворение» оказывается негативной. точнее - нересурсной эмоцией. Если же злость бодрит и заставляет работать - значит, это нужное, хорошее для нас, позитивное - ресурсное состояние. Другое дело, поскольку «фигово» обычно разыгрывается спектаклем с унылыми плечами и усталой недовольной физиономией, обычно это состояние глупое и мало нужное. Но - возможны варианты. И это - гораздо интереснее!