Учиться можно легко и эффективно
Чтобы учить себя (или приучать кого-либо к чему-либо) более эффективно, полезно знать следующие правила: смысл, легкое начало, интерес, позитивный фон, яркие переживания, эконологичная система наказаний, уместные перерывы, методичность.
Чтобы у человека сформировалась привычка, у человека вначале нужно привлечь внимание. И не просто привлечь, а зацепить. Потом - заинтересовать. Когда заинтересовался - создать ощущение и уверенность, что для него это в принципе возможно. Дать возможность попробовать и обеспечить легкий первый шаг, первые удачи. Далее дать четкое видение, что нужно для успеха, какие ему предстоят шаги, и обеспечить процедуру выполнения. После этого - просто повторять без сбоев на позитивном эмоциональном фоне. См.→
Легкое начало, посильные этапы. Большие цели, как и дальняя дорога — вначале пугают. При этом большинство людей немного суеверны и часто рассуждают примерно так: «Если дело сразу пошло — значит, это мое дело. А если сразу как-то не складывается, значит, это знак: этим заниматься не надо». Хорошо, и суеверия могут быть нам на руку: просто позаботьтесь, чтобы именно начало нового дела для вас пошло легко и приятно.
Яркие эмоциональные переживания облегчают и ускоряют закрепление знаний, усвоение знаний, формирование привычки.
Уместные перерывы способствуют лучшему усвоению информации (В соответствии с представлениями Тулвинга о специфичности кодирования отработка навыка в разных временных режимах с большей вероятностью приводит к формированию более обобщенного навыка).
Если тренировать тот или иной навык непрерывно в течение нескольких часов, то его контекст будет ограниченным по сравнению со случаем практической отработки навыка, когда делаются перерывы на достаточно большое время. Если 14 ч. обучения растянуть на неделю, занимаясь по 2 ч. в день, то овладение навыком будет более глубоким, чем в случае непрерывной тренировки в течение 14 ч. Это правило обучения относится и к изучению текстов. Таким образом, наиболее эффективная стратегия обучающегося состоит в том, чтобы распределять изучаемые материалы: 2 ч. тратить на один вопрос, затем 2 ч. — на другой и т.д.