Учет особенностей женской психологии и мировосприятия в современном образовательном процессе
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Инновационное образование ставит задачу поиска новых, более качественных форм учебной и образовательной деятельности, эффективно решающих проблемы, встающие перед нашим обществом. В данной статье мы хотим коснуться сферы гуманитарного образования, а еще уже — образования людей в такой области, как личностно-психологическое развитие, семейно-личные отношения, воспитание детей. С широким развитием интернета становится ясно, что по крайней мере в этой области традиционные формы учебной работы отстают от реалий жизни: не только дети, но и взрослые в интернете все больше изучают эти вопросы не по материалах учебников, а в форумах и блогах. Об этом свидетельствует крайне малое цитирование академической психологической и педагогической литературы на фоне массовых ссылок на любительские, непрофессиональные статьи с форумом и блогов.
Почему же учебники, сделанные признанными специалистами, уступают поделкам дилетантов?
Мы видим здесь несколько причин.
- Людей волнуют более всего вопросы не высоко-теоретические, а связанные с их непосредственной жизнью.
- Живой язык интернет-общения оказывается для людей более привлекательным, чем академический язык традиционных учебников.
- Естественный, живой язык учитывает личностные особенности людей, в частности — отличие мужского и женского восприятия мира, разницу в мужском и женском подходе к себе, в людям, к воспитанию детей.
Наш более чем двадцатипятилетний опыт педагогической, тренинговой и писательской деятельности свидетельствует о том, что многие вопросы женщины воспринимают совсем иначе, нежели мужчины, женщинам свойственны другие ценности, другой стиль мышления, другое отношение к себе и миру. Если же учесть, что читательская аудитория сегодня на восемьдесят процентов — женская аудитория, то без учета этих особенностей психологические и педагогические тексты восприняты ими не будут.
Женская психология: биология или гендерные особенности?
Как писал Фил Зимбардо в предисловии к книге Шон Бурн «Гендерная психология», «Общая психология долгое время игнорировала пол как базовый аспект человеческой природы, не только не исследуя его, но даже не упоминая в качестве дискуссионного вопроса. Социальная психология, в свою очередь, долгое время отказывалась признавать гендер как составляющую основу одного из самых сильных диалектических противоречий, определяющих взаимодействия людей в социуме».
Вопрос, действительно ли есть какие-то особенности женского подхода, женского мировосприятия — непростой. Огромное число популярных мифов и малое количество серьезных экспериментальных исследований не дает говорить здесь что-либо с совершенной уверенностью. Успех книги Джона Грея «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» говорит только об актуальности темы, но не наличии фактов, подтверждающих изложенные там положения. Однако, под сомнение ставится только список конкретных гендерных отличий, сам же факт отличий мужского и женского мировосприятия, мужского и женского подхода к жизни сомнений не вызывает.
Фил Зимбардо в рамках исследований гендерных различий провел показательный эксперимент. В нем принимали участие студенты, изучающие психологию, отличающиеся достаточно высоким интеллектом и уравновешенностью в суждениях. Эксперимент состоял в следующем.
«Испытуемых попросили представить себя родителями ребенка, которого они «держат» на руках. Половине студентов было предложено выбрать ребенку имя из списка, содержащего три женских имени, а другой половине — выбрать имя из трех мужских. (Студенты в каждой группе находились в неведении относительно того, какой выбор был предложен их товарищам из другой группы.) Неожиданно в аудитории, где находились испытуемые, появился бородатый незнакомец с очень яркой и красивой музыкальной коробочкой, содержащей внутри забавного клоуна, который внезапно оттуда выпрыгивал. Ребенок на руках у студентов внимательно «наблюдал», как дядя заводит игрушку, и «слушал» ее успокаивающую мелодию. Но вот наступил момент, когда музыка резко прекратилась и клоун выпрыгнул из коробки.
После случившегося каждому «родителю» был задан следующий вопрос: «Какова была реакция вашего ребенка на происходящее?»
Из предложенного им списка вариантов ответов большинство выбрали «потрясен(а)», независимо от пола их ребенка. Но самое интересное произошло, когда эти «студенты-родители» указали последующую реакцию своего малыша. На порядок большее число девушек по сравнению с юношами отметили реакцию своего ребенка как «страх», тогда как больше юношей, чем девушек, увидели в глазах своего малыша «любопытство»! (Шон Бурн. Гендерная психология. Прайм-Еврознак, 2008. С.3).
Дж. Мак-Ки и А. Шериффс (J. McKee, A. Sheriffs, 1957) в своем исследовании пришли к выводу, что к мужской модели поведения относят социально независимый стиль поведения, компетентность, способно мыслить логично, активность и общая эффективность. Женская модель, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку (Mc Kee J. P., Sherriffs A. C. The differential evaluation of males and females // J. of Personality, 1957, № 25, p. 356-371.).
Едва ли правильно утверждать, что у мужчин и женщин больше различий, чем сходства. Вполне возможно, исследования покажут, что различия внутри самих мужчин могут оказаться более существенными, нежели различия между мужчинами и женщина, однако этот факт не отменит главного — у женщин есть свои особенности, свой женский стиль, подход к жизни и есть особенности женского мировосприятия.
Под женским подходом мы имеем в виду не то, что обязательно присуще каждой конкретной женщине, а культурную модель женского подхода. Девочек воспитывают, как девочек, хотя некоторым девочкам могут быть более присуще «мальчиковые» черты. Многие женщины имеют мужское мышление, демонстрируют мужскую модель поведения — точно так же, как многие мужчины склонны вести себя по-женски, по-женски реагировать на трудности, по-женски мыслить и говорить. Достаточно очевидно, что женская модель поведения имеет под собой некоторые биологические корни, но не менее очевидно, что эта модель внедряется в обществе как определенная нормативная конструкция: «Девочки играют в куклы, а мальчики — в машинки. Девочкам плакать можно, а мальчики не плачут».
Только с учетом этого замечания можно описывать эти два полюса: полюс мужской и полюс женский. На оси между этими полюсами конкретный мужчина может оказываться «не вполне мужским», а конкретная женщина скорее мужчиной, нежели женщиной. Однако все разнообразие конкретных проявлений полюсов «мужское» и «женское» не отменяет, а скорее подтверждает их наличие.
Женский подход, женский язык, женское мировосприятие
Какие же особенности женского подхода, женского отношения, женского восприятия? Чем женский мир отличается от мира мужского?
Мир мужчины — предметный мир, мир четкости и определенностей, мир женщины — отношения, мир текучих чувств и переживаний.
Для мужчины главное — внешнее, объективное, им важно поведение: что сделано, а что нет. Для женщины главное — то, что у нее внутри, что она чувствует и переживает.
Работая над собой стихийным образом, мужчины чаще идут от внешнего к внутреннему, от поведения к чувству. Женщины обычно идут противоположным путем: он внутреннего к внешнему, от чувства к поведению.
Например, когда о своей неуверенности говорят женщины, они обычно имеют в виду чувство неуверенности, ощущение неуверенности. Если они хотят избавиться от неуверенности, они могут на словах говорить о желании уверенно выступать перед публикой, уверенно держаться — вроде бы о поведении. На самом деле, при более внимательных расспросах почти всегда оказывается, что на самом деле женщине важно ощущение уверенности, чувство победительницы — ей нужно внутреннее состояние. И для женщины понятно: есть будет нужное внутреннее состояние, у нее будет и соответствующее уверенное поведение.
Когда о своей уверенности говорят мужчины, они чаще имеют в виду свое поведение. Они могут говорить и о своем чувстве неуверенности, но за этим они видят и их реально беспокоит, как он держится, как звучит, как выстроено его поведение. Мужчина уверен, что если он научится уверенно себя держать, говорить, действовать, это даст ему и нужный внутренний настрой.
Нормальное мужское мышление — это четкость, использование логики и объективность, взгляд как бы стороны, на языке позиций восприятия — использование третьей позиции восприятия. Мужчина смотрит на происходящее извне, отодвигает мешающие эмоции и, анализируя имеющиеся объективные данные, вычисляет итого, делает выводы. Подумал — потом сказал. Естественное женское мышление — это совсем другое…
Когда ситуация простая, привычная и не цепляет ее чувства, женщина не менее логична: в ней срабатывают интеллектуальные автоматизмы, шаблоны решения, и она просто воспроизводит тот ответ, который к ней пришел сам. Когда же ситуация неочевидная, наработанных шаблонов решения нет и нужно думать, тем более, если ситуация касается ее лично и затрагивает ее чувства — женщина, чтобы думать, начинает говорить. Молча думать женщина не может, молча она только переживает, чтобы думать — ей нужно с кем-то говорить. Говорение цепляет ее чувства, внутри нее начинает что-то происходить, и вот — она откуда-то изнутри получает знание. Это знание приходит к ней изнутри, оно соответствует ее состоянию и выражает более ее чувства, нежели работу ума.
Необходимость разговаривать с женщиной на ее языке
Соответственно, если учебник по психологии и педагогике учит, как решать ситуации личного плана, разрешать конфликтные ситуации или трудные педагогические ситуации при воспитании детей, то любые классификации подобных ситуаций, обращение к логике, использование критериев и алгоритмов есть то, что противно женской натуре. Женщина может это выучить и сдать на экзамене, женщина вполне это может применить на производстве, когда она чувствует себя работником, а не женщиной, женщина это сделает, пока не затронуты ее чувства. Если же она находится в личной ситуации, рядом с нею значимый ей мужчина, любимый ее ребенок и чувства ее взметнулись, всякий научный учебник будет ею позабыт.
Мужчина тоже лишается рассудительности, когда задеваются его эмоционально больные точки. Но в сравнении с женщиной мужчины более спокойны, не склонны поддаваться эмоциям и в штатной ситуации мужчина обычно берет себя в руки, включает голову и думает (или вспоминает), как решаются подобные ситуации. Можно обратиться к его логике, определить класс ситуации, в которой он находится, вместе с ним продумать целесообразность тех или иных действий и быть уверенным, что он выполнит то, что диктует разум.
Похоже, что учебники пишут в основном по мужской модели, поскольку для написания используется строгий, объективный язык и обращение идет преимущественно к уму, а не чувствам. Очевидно, что следствием этого оказываются затруднения в донесении учебного материала для женщин: девушки могут такой материал заучить, возможно пересказать преподавателю на экзамене, но к ее реальной жизни это не будет иметь отношения.
Что можно предпринять в этой непростой ситуации? Думается, что психологию и мировосприятие женщины переделать труднее, нежели что-то изменить в стиле преподавания и написания учебных текстов. На наш взгляд, определенным решением было запараллеливание изложения материала: один и тот же материал мог бы быть изложен два раза: один раз академическим, строгим языком, второй раз — языком живым, опирающимся на чувства и эмоции. С точки зрения дидактики такой повтор был бы оправдан, а с точки зрения психологии — необходим.
Эффект слепого пятна
Ну надень шарфик, ну что ты, как кулема! Послушай бабушку, она ведь тебе только добра желает! И не груби пожалуйста, а то вообще гулять не пойдешь!
С мужской точки зрения, в этом коммуникационном послании несложно разглядеть элементы критики, моменты давления и негативную манипуляцию: скрытое психологическое воздействие с давлением на эмоции и апелляцией к чувству страха.
Однако с женской точки зрения это не так. С точки зрения бабушки, она не критиковала, не давила и не манипулировала: бабушка просто заботилась о любимом внуке. Если вы спросите образованную бабушку, как она относится к давящей критике и манипуляциям, бабушка абсолютно искренне скажет, что критиковать нехорошо, давить некрасиво, а манипулировать недопустимо, но завтра будет беседовать со своим внуком в том же стиле — ровно потому, что она действительно не видит то, что она делает.
Тот, кто живет чувствами, обычно не видит то, что он делает объективно. Тот, кто живет чувствами, не имеет привычки к научной классификации своих действий, он видит только свое позитивное чувство («забота») и не видит те негативные элементы, которые в него оказались включены: критика, давление, манипуляции.
Это его слепое пятно в восприятии межличностных отношений.
Очевидно, что в такой ситуации чтение лекций и книг, посвященных недопустимости критики, давления и манипуляциям, не даст никакого позитивного эффекта. Думается, что определенный эффект для преодоления этого эффекта слепого пятна могут дать личностные психологические тренинги, приучающие человека смотреть на свои действия с точки зрения других людей, вырабатывающие более мужской, научный взгляд на стиль и содержание своего общения.
Список литературы
- Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2006.
- Бурн Шон. «Гендерная психология». Прайм-Еврознак, 2008.
- Грэй Джон «Мужчины, женщины и отношения». М., София, 2009.
- Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. Глава 2. Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества — СПб.: Питер, 2007
- Комаров Е.И.: «Женщина-руководитель», М., 1989г.
- Пиз, Алан и Барбара. Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина), Эксмо-Пресс, 2006.
- Mc Kee J. P., Sherriffs A. C. The differential evaluation of males and females // J. of Personality, 1957, № 25
Комментарии (3):
Ответ на ваш вопрос излагается в последних абзацах этой статьи. Чтобы увидеть себя со стороны, необходимо мыслить логически. А это свойственно мужчинам в большей степени.
Ответ на ваш вопрос изложен в последних абзацах этой статьи. Чтобы увидеть себя со стороны, необходимо включать логику, что свойственно мужчинам в большей степени.