Учебная мотивация
Учебная мотивация младших школьников
Какие различия в области познавательных интересов детей?
Глубокий интерес к изучению какого - либо предмета в начальной школе встречается редко. Хорошо успевающих детей привлекают разные учебные предметы, их содержание. Характерна ситуативность. На разных уроках при изучении разного материала наблюдаются всплески интереса, подъемы интеллектуальной активности. У первоклассников надо развивать потребность в приобретении новых знаний, особенно у слабоуспевающих. Опрос первоклассников показал: отличники ценят учебное содержание и школьные правила «нравится русский язык, там интересно», «нравятся уроки», «надо, чтобы все оценки были хорошие».Троечники и неуспевающие отвечали иначе: «нравится, что играем», «нравится, что в школе бывают выходные».
Какими способами можно развивать мотивацию ребенка?
Это можно сделать, если:
- создать у ребенка ощущение продвижения вперед, переживание успехов в деятельности. Для этого надо правильно подбирать задания, которые он может сравнительно легко выполнить и получить заслуженную похвалу;
- использовать все возможности материала для того, чтобы заитересовать ребенка: ставя проблемы, создавая проблемные ситуации, активизируя самостоятельное мышление;
- организовать сотрудничество с ребенком, осуществляя взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценивание.
Мотив высокой оценки более значим для младшего школьника, чем широкие социальные мотивы учения - долг, ответственность, необходимость получения образования и т.п.
Понятие долга для младшего школьника еще во многом абстрактно. Это далекая перспектива, как, например, поступление в высшее учебное заведение. А вот похвала, отметка - реальное. Чтобы получить высокую отметку, ученить готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить задание.
Желание получать похвалы и хорошие отметки
Главный мотив младших школьников: «Хочу получать похвалы и хорошие отметки». Какие последствия могут быть в результате погони ученика за хорошими отметками? Наиболлее простой способ получения хороших отметок - это путь репродуктивной активности, дословного повторения услышанного от учителя, полное подражание его действиям. В результате снижается самостоятельная творческая активность ученика.Чтобы поднять в ранге поисковые творческие усилия, а не только репродуктивные, необходимо найти форму фиксации творческих находок ученика.
Какая должна быть оценочная стимуляция ребенка?
Только положительная! Категорически надо запретить себе (взрослому) всякие упреки. Только: «Забыл? Вспомни», «Не волнуйся - посмотри еще раз на условие задачи». Даже, если хвалить казалось бы, не за что, надо найти основание для доброго слова. Задача родителей - поддержать самостоятельность ребенка и желание самому добиться результата.
Установка на успех и установка на избежание неудачи
Учащиеся с установкой на успех при всех ситуациях, что бы ни случилось, ни за что не сдадутся. Тогда как ученик, старающийся избегать неудач, хорошо учиться не будет и в будущем больших профессиональных успехов не добьется.
Из: «Записки учителя: будни американской монстрошколы»
На первом занятии я делала мини-интервью, чтобы получше узнать детей. Стандартное интервью с ребёнком было такое:
- Меня зовут Хуанита. У меня 3 сестры и 7 братьев. Я живу с братьями, сёстрами, родителями, 4 бабушками и 4 дедушками. Моя сестра только что родила ребёнка и вышла замуж.
- А сколько сестре лет?
- Сестре 15...
Понятное дело, при таком раскладе учёба им нафиг не нужна. На мои вопросы на мини-интервью об их хобби почти все отвечали: секс, курение, наркотики, ничегонеделание или спать по пол-дня. На мой вопрос, что им не нравится отвечали: школа, чтение, учителя, домашка...
Мотивировать всех, понятно, не получится. Хорошо, если удастся хоть одного в классе заинтересовать. Они почти все после школы подрабатывают. У многих братья/отцы и прочая родня сидят за воровство и т.п.