Травля ребенка – моральное насилие
Автор: М. Кравцова, психолог
Чаще всего ребенок-изгой подвергается не столько физическим нападкам со стороны сверстников, сколько словесным. К моральному насилию можно отнести угрозы физической расправы, шантаж и ругань (в том числе обзывательства). Шантаж чаще всего связан с угрозой рассказать о чем-то взрослым, выдать им какой-то проступок жертвы, если та не будет выполнять требования преследователя. Также в качестве шантажа используется угроза перестать дружить с жертвой.
Шестилетняя Юля очень дорожила дружбой с семилетней Ритой, которая грозилась прервать их отношения, если Юля не согласится с ней поменяться куклами, заколками и т.д.
Более сильные сверстники склонны прибегать к угрозам физической расправы над жертвой в случае ее неповиновения. Запугивание может просто доставлять удовольствие преследователю, например, он может гоняться за жертвой, угрожая ее отлупить, но не стремиться привести угрозу в исполнение, удовлетворяясь испугом и унижением другого. Но самой распространенной формой насилия в детском коллективе являются обзывательства и оскорбления - так называемая вербальная агрессия.
Обзывание является наиболее частой причиной обид и драк в начальных классах. Ученики третьих и пятых классов, в которых был проведен анонимный опрос «За что вы не любите некоторых одноклассников?», чаще всего отвечали: «За то, что он (она) обзывается». Именно на «обзывательство» со стороны одноклассников чаще всего жалуются отвергаемые дети. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка-жертву, злорадно комментируют его рисунки, принадлежащие ему вещи («Ну и сундук у него вместо портфеля!», «Ты что, этот костюм на помойке нашел?!»), оскорбляют его близких (обсуждают его родных, дают им обидные прозвища). Последнее, пожалуй, ранит ребенка больнее, чем собственное прозвище.
Травля ребенка – клички и дразнилки
Почему дети так охотно повторяют обидные, бранные слова? Во-первых, их привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Ругающийся человек обычно «излучает» безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение. Во-вторых, видя, что такие слова шокируют, злят, расстраивают того, к кому они обращены, дети начинают их использовать, чтобы позлить, подразнить окружающих. Для них бранные слова становятся еще одним оружием мести. См. →
Травля ребенка – учимся противостоять
Избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, но бороться с ними необходимо.
Родители и педагоги не должны оставлять без внимания ситуации обзывания детьми друг друга. Задача педагога пресечь появление и использование обидных прозвищ в классе. Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно устроить классный час на эту тему. С пострадавшим надо обсудить, почему другие обзываются (обижаются на него, хотят привлечь его внимание?). См. →