Советы и рекомендации в работе психолога

01 января 2010 г. в 12:38

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Данная статья адресована психологам, но многие рекомендации отсюда окажутся полезными не только им, а самым разным разумным людям.

Часто наблюдаю, как ценные советы и рекомендации во время консультаций пролетают "мимо уха" клиента. Вы ему говорите, а он не слышит. Слышит, но "сливает". Вроде соглашается, но ничего не делает. Не дело это! А как быть?

Первый вопрос: подсказывать или пусть думает сам?

Советы - это информационная помощь, но как любая помощь, советы могут быть и неуместными, и невостребованными. Помогать людям можно и нужно, но каждый раз внимательно разбираясь - кому и как. Так же и с советами: давать советы и подсказывать можно, но не всем, не всегда и не сразу. На что же ориентироваться, чтобы действовать точнее?

Не обслуживайте ленивых

Смотрите на глаза. Смотрите на человека: глаза живые, думающие - или ленивые? Если второе, то остановите свое желание помочь. Не думайте за ленивых: не подсказывайте тем, кто может догадаться сам. Многие люди ленятся думать и надеются, что они просто спросят, а им сразу все расскажут. Не стоит это поощрять - пусть думают сами. Думать - полезно. Это и в принципе полезно, и себя убережете, поскольку ленивому человеку лень не только думать, но и что-либо делать. Поэтому с высокой вероятностью ленивый, спросив у вас совета, не захочет трудиться его выполнить, и объяснит вам, что ваш совет ему не подходит. Далее игра игра "Да, но" и треугольник Карпмана...

Что же делать, если помочь хочется, но вы видите,что перед вами такой персонаж? Как реагировать на привычное "Ну я не знаю!"? - В таком случае не давайте готового ответа, но спрашивайте раз за разом его мнение. В таких случаях на "не знаю" хорошо звучат стандартные формулировки: "А подумай?", "А если бы знал?", "А пофантазировать?". Столкнувшись с такой настойчивостью, человек обычно делает паузу, задумывается - и начинает говорить что-то более осмысленное, чем ранее.

Тем не менее, во многих случаях надеяться на то, что человек все сообразит сам - наивно. Если у человека в данной области отсутствуют базовые знания, не следует мучить его требованиями "Подумай сам". Тут психолог, как профессионал, может и должен помочь клиенту своими знаниями: дать ему подсказки, а то и прямые инструкции. Другое дело - как?

В этом тоже есть своя наука и свои хитрости.

Вашими советами можно пользоваться?

Мышки попросили совета у мудрой Совы: "Сова, помоги! Что делать, нас все обижают!" Мудрая Сова ответила мышкам."Мышки, станьте ежиками, и ваши иголки будут вас защищать!" - "А как же нам стать Ежиками?" "Отстаньте от меня с пустяками, я стратег, а не тактик". Если вы такая Сова и на ваш совет нужно еще десяток советов, как его воплотить в жизнь - оставьте такой совет при себе.

"Вам нужно принять себя!", "Вам нужно поверить в себя" - а это как? Вы технологию предоставили? "Перестаньте обращать внимания на его слова!" "Выкиньте из головы" - аналогичные примеры таких пустых, нерабочих советов.

Хороши советы те, которыми можно воспользоваться: советы практичные и простые, выполнимые. Возможно, предубеждение против советов рождено именно тем, что практичных и реально выполнимых советов встретить можно не часто.

"Прежде чем делать, нужно думать головой!" - да, формально это совет, в реальности звучит скорее как обвинение. "Начните вести учет времени!" - замечательная подсказка, но без подробного рассказа как это можно сделать в реальности такой совет вызывает в душе российского населения только длящийся ужас...

Практичная подсказка: любой свой совет проверяйте на Легкое начало: если человек может хотя бы начать (успешно начать) делать то, что вы ему подсказали, вы говорите дело.

От дешевых советов к дорогим инструкциям

Наши клиенты очень легко попадают в тупик игры "Да, но". Психологи не хотят повторять ошибок своих же клиентов и, как спасительную мантру, повторяют себе и коллегам: "Не давайте советы", "Психологи советов не дают". Однако такой категоричный запрет - передержка, преувеличение, проявление шаблонного мышления и страхов. Действительно ли в ответ на ваш совет всегда развернется игра «Да, но?» Отвечаем: "Профессионал может управлять этой ситуацией". Как?

Вместо необязательных советов давайте инструкции, обязательные к исполнению

Совет - вещь необязательная. Его можно послушать, можно нет, от него можно отмахнуться. Такие необязательные советы неэффективны, профессионалы обычно заменяют их либо косвенными недирективными внушениями в стиле эриксоновского гипноза, либо директивными, внушительно звучащами инструкциями. Примерно так говорит врач, когда выписывает вам рецепт, и с врачем-специалистом мало кто спорит. Понятно, что без подготовки почвы ваша уверенная директива может вызвать такой же уверенный протест, поэтому профессионал вначале почву прощупывает и готовит: думает вместе с клиентом, калибрует его состояние, смотрит на его эмоциональные отклики. И только когда очевидно, что почва готова и клиент уже склоняется к определенному решению, ему можно помочь и продиктовать ему то, что он теперь будет делать.

Наполеон Бонапарт так объяснял, почему его приказы исполняются всегда: "Я просто никогда не отдам приказ, который не будет выполнен". Прежде чем отдавать приказ, он смотрел на людей и примерялся, как они на его приказ отреагируют. Так поступают настоящие руководители, так работают мудрые психологи.

Инструкции преподносим как дорогие

Если вы уважаете себя, как профессионала, вы не будете раздавать свои советы и рекомендации задешево. Суть не в корысти, а в том, что люди дешевое - не ценят. Если вы хотите, чтобы ваши рекомендации людьми ценились, всегда обозначайте их стоимость. И главная их стоимость, это готовность человека себя менять, по-настоящему с собой работать.

Например, вы можете сформулировать это так: "Я готов вам подсказать, что может помочь вам решить вашу проблему, но мне нужно понять, что вы готовы работать. Что вы пришли не просто поболтать о проблемах, а действительно будете что-то делать. В связи с этим вам вопрос: сколько времени вы готовы выделить на такую работу? Назовите цифру: количество минут или часов, на которые вы подписываетесь для работы каждый день. Я обещаю вам, что задания, которыя я вам дам, будут для вас выполнимыми, вы с ними справитесь. Не обещаю, что вам все это захочется делать. Например, мыть посуду - не самая увлекательная вещь, но бывает нужно. В любом случае мои задания не будут противоречить морали. Но вы должны назвать мне цифру: сколько?" - И не говорите, что за задание, пока клиент не выполнит это ваше условие.

Понятно, что если клиент проявит такую готовность работать, вы предоставите ему всерьез разумные и работающие инструкции. Это уже - ваша ответственность.

Далее клиент работает и сообщает вам о своих успехах, вы радуетесь вместе с ним, корректируете его работу и даете ему следующие задания. Если вдруг где-то ваши инструкции перестают выполняться, новых заданий давать нельзя. Тут нужно разобраться: то ли клиент начал "сливать", то ли вы пошли не в ту сторону. Подчеркнем еще раз: любая инструкция должна идти только после самого тщательного анализа ситуации клиента. А лучший анализ тот, который делает психолог в самом тесном содружестве с клиентом.



  • Автор Н.И. Козлов
  • +
  • Консультирование
  • Методика психологической консультации

Комментарии (1):

Гость, 23 сентября 2017 г. в 20:20

Хорошая статья, спасибо)

Материалы по теме:

Картинка к "Если вы решили обратиться к психологу"
01 янв. 2013 г.
Психологи — мудрые люди, которые могут вам быть очень полезными.
10Подробнее →
Картинка к "Игра «Да, но...»"
01 окт. 2022 г.
Оборот «Да, но» — скрытый вариант возражения. В общении, при желании вам противоречить человек может играть в это «Да, но» неограниченное количество времени.
Картинка к "Консультация. Как настроить клиента на работу?"
01 янв. 2013 г.
Как сделать так, чтобы клиент стал выполнять рекомендации консультанта?