Советы и рекомендации в работе психолога
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Данная статья адресована психологам, но многие рекомендации отсюда окажутся полезными не только им, а самым разным разумным людям.
Часто наблюдаю, как ценные советы и рекомендации во время консультаций пролетают «мимо уха» клиента. Вы ему говорите, а он не слышит. Слышит, но «сливает». Вроде соглашается, но ничего не делает. Не дело это! А как быть?
Первый вопрос: подсказывать или пусть думает сам?
Советы — это информационная помощь, но как любая помощь, советы могут быть и неуместными, и невостребованными. Помогать людям можно и нужно, но каждый раз внимательно разбираясь — кому и как. Так же и с советами: давать советы и подсказывать можно, но не всем, не всегда и не сразу. На что же ориентироваться, чтобы действовать точнее?
Не обслуживайте ленивых
Смотрите на глаза. Смотрите на человека: глаза живые, думающие — или ленивые? Если второе, то остановите свое желание помочь. Не думайте за ленивых: не подсказывайте тем, кто может догадаться сам. Многие люди ленятся думать и надеются, что они просто спросят, а им сразу все расскажут. Не стоит это поощрять — пусть думают сами. Думать — полезно. Это и в принципе полезно, и себя убережете, поскольку ленивому человеку лень не только думать, но и что-либо делать. Поэтому с высокой вероятностью ленивый, спросив у вас совета, не захочет трудиться его выполнить, и объяснит вам, что ваш совет ему не подходит. Далее игра игра «Да, но» и треугольник Карпмана...
Что же делать, если помочь хочется, но вы видите,что перед вами такой персонаж? Как реагировать на привычное «Ну я не знаю!»? — В таком случае не давайте готового ответа, но спрашивайте раз за разом его мнение. В таких случаях на «не знаю» хорошо звучат стандартные формулировки: «А подумай?», «А если бы знал?», «А пофантазировать?». Столкнувшись с такой настойчивостью, человек обычно делает паузу, задумывается — и начинает говорить что-то более осмысленное, чем ранее.
Тем не менее, во многих случаях надеяться на то, что человек все сообразит сам — наивно. Если у человека в данной области отсутствуют базовые знания, не следует мучить его требованиями «Подумай сам». Тут психолог, как профессионал, может и должен помочь клиенту своими знаниями: дать ему подсказки, а то и прямые инструкции. Другое дело — как?
В этом тоже есть своя наука и свои хитрости.
Вашими советами можно пользоваться?
Мышки попросили совета у мудрой Совы: «Сова, помоги! Что делать, нас все обижают!» Мудрая Сова ответила мышкам.»Мышки, станьте ежиками, и ваши иголки будут вас защищать!» — «А как же нам стать Ежиками?» «Отстаньте от меня с пустяками, я стратег, а не тактик». Если вы такая Сова и на ваш совет нужно еще десяток советов, как его воплотить в жизнь — оставьте такой совет при себе.
»Вам нужно принять себя!», «Вам нужно поверить в себя» — а это как? Вы технологию предоставили? «Перестаньте обращать внимания на его слова!» «Выкиньте из головы» — аналогичные примеры таких пустых, нерабочих советов.
Хороши советы те, которыми можно воспользоваться: советы практичные и простые, выполнимые. Возможно, предубеждение против советов рождено именно тем, что практичных и реально выполнимых советов встретить можно не часто.
»Прежде чем делать, нужно думать головой!» — да, формально это совет, в реальности звучит скорее как обвинение. «Начните вести учет времени!» — замечательная подсказка, но без подробного рассказа как это можно сделать в реальности такой совет вызывает в душе российского населения только длящийся ужас...
Практичная подсказка: любой свой совет проверяйте на Легкое начало: если человек может хотя бы начать (успешно начать) делать то, что вы ему подсказали, вы говорите дело.
От дешевых советов к дорогим инструкциям
Наши клиенты очень легко попадают в тупик игры «Да, но». Психологи не хотят повторять ошибок своих же клиентов и, как спасительную мантру, повторяют себе и коллегам: «Не давайте советы», «Психологи советов не дают». Однако такой категоричный запрет — передержка, преувеличение, проявление шаблонного мышления и страхов. Действительно ли в ответ на ваш совет всегда развернется игра «Да, но?» Отвечаем: «Профессионал может управлять этой ситуацией». Как?
Вместо необязательных советов давайте инструкции, обязательные к исполнению
Совет — вещь необязательная. Его можно послушать, можно нет, от него можно отмахнуться. Такие необязательные советы неэффективны, профессионалы обычно заменяют их либо косвенными недирективными внушениями в стиле эриксоновского гипноза, либо директивными, внушительно звучащами инструкциями. Примерно так говорит врач, когда выписывает вам рецепт, и с врачем-специалистом мало кто спорит. Понятно, что без подготовки почвы ваша уверенная директива может вызвать такой же уверенный протест, поэтому профессионал вначале почву прощупывает и готовит: думает вместе с клиентом, калибрует его состояние, смотрит на его эмоциональные отклики. И только когда очевидно, что почва готова и клиент уже склоняется к определенному решению, ему можно помочь и продиктовать ему то, что он теперь будет делать.
Наполеон Бонапарт так объяснял, почему его приказы исполняются всегда: «Я просто никогда не отдам приказ, который не будет выполнен». Прежде чем отдавать приказ, он смотрел на людей и примерялся, как они на его приказ отреагируют. Так поступают настоящие руководители, так работают мудрые психологи.
Инструкции преподносим как дорогие
Если вы уважаете себя, как профессионала, вы не будете раздавать свои советы и рекомендации задешево. Суть не в корысти, а в том, что люди дешевое — не ценят. Если вы хотите, чтобы ваши рекомендации людьми ценились, всегда обозначайте их стоимость. И главная их стоимость, это готовность человека себя менять, по-настоящему с собой работать.
Например, вы можете сформулировать это так: «Я готов вам подсказать, что может помочь вам решить вашу проблему, но мне нужно понять, что вы готовы работать. Что вы пришли не просто поболтать о проблемах, а действительно будете что-то делать. В связи с этим вам вопрос: сколько времени вы готовы выделить на такую работу? Назовите цифру: количество минут или часов, на которые вы подписываетесь для работы каждый день. Я обещаю вам, что задания, которыя я вам дам, будут для вас выполнимыми, вы с ними справитесь. Не обещаю, что вам все это захочется делать. Например, мыть посуду — не самая увлекательная вещь, но бывает нужно. В любом случае мои задания не будут противоречить морали. Но вы должны назвать мне цифру: сколько?» — И не говорите, что за задание, пока клиент не выполнит это ваше условие.
Понятно, что если клиент проявит такую готовность работать, вы предоставите ему всерьез разумные и работающие инструкции. Это уже — ваша ответственность.
Далее клиент работает и сообщает вам о своих успехах, вы радуетесь вместе с ним, корректируете его работу и даете ему следующие задания. Если вдруг где-то ваши инструкции перестают выполняться, новых заданий давать нельзя. Тут нужно разобраться: то ли клиент начал «сливать», то ли вы пошли не в ту сторону. Подчеркнем еще раз: любая инструкция должна идти только после самого тщательного анализа ситуации клиента. А лучший анализ тот, который делает психолог в самом тесном содружестве с клиентом.
Комментарии (1):
Хорошая статья, спасибо)